Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки  / № 4 2017

Э. Гуссерль о смысле науки в контексте современной философии и истории науки (90,00 руб.)

0   0
Первый авторБряник Надежда Васильевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц10
ID631224
АннотацияЦель данной работы заключается в создании методологии поиска смысла науки в контексте ее кризиса и революции. Эмпирической основой статьи является реконструкция идей Э. Гуссерля, тесно связанных с проблемами современной философии науки, когда доминирующей тенденцией становится история науки. Согласно Э. Гуссерлю, сущность науки можно раскрыть, обратившись к ее смыслу. Смысл науки он выясняет, устанавливая взаимозависимости между миром науки и жизненным миром, который и порождает мир науки. С этих позиций Э. Гуссерль не различает классическую и неклассическую науку, поскольку они являются порождением одного и того же жизненного мира. Особенности его историко-научного подхода связаны с исследованием происхождения науки и обращением к ее истокам. Э. Гуссерль рассматривает происхождение геометрии как теоретико-доказательной формы научного знания в античной культуре, а также возникновение математического естествознания в Новое время. На этом основании ученый формулирует принцип исторического априори, который связывает с научной традицией. Математизация природы, полагающаяся на факты, сформировала идею объективной природы. Одновременно это был процесс утраты наукой жизненного значения, что, по Э. Гуссерлю, и есть кризис науки. Мыслитель отстаивает значимость философских обобщений в теоретических исследованиях конкретных наук. Его позиция, касающаяся признания неустранимой значимости и роли философии в науке, находит подтверждение в пост- неклассической науке. Так, при формировании принципов картины мира постнеклассической науки особое значение приобретает философское толкование принципа эволюции как самоорганизации, поскольку с этим принципом связано новое понимание сущности законов науки.
Бряник, Н.В. Э. Гуссерль о смысле науки в контексте современной философии и истории науки / Н.В. Бряник // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки .— 2017 .— № 4 .— С. 51-60 .— DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.4.51 .— URL: https://rucont.ru/efd/631224 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФИЛОСОФИЯ УДК 165.62:001.1 DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.4.51 БРЯНИК Надежда Васильевна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры онтологии и теории познания департамента философии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. <...> ГУССЕРЛЬ О СМЫСЛЕ НАУКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ НАУКИ Цель данной работы заключается в создании методологии поиска смысла науки в контексте ее кризиса и революции. <...> Эмпирической основой статьи является реконструкция идей Э. <...> Гуссерля, тесно связанных с проблемами современной философии науки, когда доминирующей тенденцией становится история науки. <...> Гуссерлю, сущность науки можно раскрыть, обратившись к ее смыслу. <...> Смысл науки он выясняет, устанавливая взаимозависимости между миром науки и жизненным миром, который и порождает мир науки. <...> Гуссерль не различает классическую и неклассическую науку, поскольку они являются порождением одного и того же жизненного мира. <...> Особенности его историко-научного подхода связаны с исследованием происхождения науки и обращением к ее истокам. <...> Гуссерль рассматривает происхождение геометрии как теоретико-доказательной формы научного знания в античной культуре, а также возникновение математического естествознания в Новое время. <...> На этом основании ученый формулирует принцип исторического априори, который связывает с научной традицией. <...> Математизация природы, полагающаяся на факты, сформировала идею объективной природы. <...> Одновременно это был процесс утраты наукой жизненного значения, что, по Э. <...> Мыслитель отстаивает значимость философских обобщений в теоретических исследованиях конкретных наук. <...> Его позиция, касающаяся признания неустранимой значимости и роли философии в науке, находит подтверждение в постнеклассической науке. <...> Так, при формировании принципов картины мира постнеклассической науки особое значение приобретает философское толкование принципа эволюции как самоорганизации <...>