Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Эстетика звука в советском и постсоветском кинематографе (167,00 руб.)

0   0
Первый авторМихеева Юлия
ИздательствоМ.: ВГИК
Страниц242
ID621704
АннотацияМонография посвящена многоаспектному рассмотрению звука в отечественном кинематографе. Начиная с первых десятилетий существования кино, интерес теоретиков к этой области кинотворчества сводился к двум общим вопросам: что делает звук в фильме? (т.е. каковы смыслы соединения звука с визуальным рядом, функционирования звука в кадре и за кадром) и как звук это делает? (т.е. каковы формы и способы образования этих смыслов). С развитием и усложнением художественного языка киноискусства, в особенности с появлением авторского кинематографа, включенного в обширное поле интертекстуальных связей, перед исследователем с неизбежностью встает и еще один вопрос: почему так в фильме использован звук? Автор пытается ответить на этот вопрос, вникая в специфику режиссерской эстетики.
Кому рекомендованоКнига адресована теоретикам и практикам кино, студентам высших учебных заведений в сфере кинематографии, а также читателям, интересующимся теоретическими проблемами киноискусства.
ISBN978-5-87149-193-5
УДК778.5.04.071:78
ББК85.374
Михеева, Ю. В. Эстетика звука в советском и постсоветском кинематографе : [монография] / Ю. В. Михеева .— Москва : ВГИК, 2016 .— 242 с. — [18] с. цв. ил.; Библиогр.: с. 222-229 .— ISBN 978-5-87149-193-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/621704 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЭСТЕТИКА ЗВУКА В СОВЕТСКОМ И ПОСТСОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова Научно-исследовательский институт киноискусства ВГИК Юлия Михеева ЭСТЕТИКА ЗВУКА В СОВЕТСКОМ И ПОСТСОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ МОСКВА ВГИК 2016 УДК 778.5.04.071:78 ББК 85.374 М-695 Монография публикуется по решению ученого совета Научно-исследовательского института киноискусства ВГИК Рецензенты: доктор искусствоведения Н.А. Цыркун доктор философских наук В.И. Самохвалова Михеева Ю.В. <...> Эстетика звука в советском и постсоветском кинематографе. <...> 12 Изоморфизм визуального и аудиального рядов в немом фильме. <...> Проблема аутентичности звукового решения фильмов дозвукового периода. <...> Звук как способ и направление мышления во внутрикадровом времени фильма. <...> Элементы звуковых игр в экранном пространстве: музыкальные цитаты, автоцитаты, квазицитаты, стилизации. <...> Звуковая ирония как авторское отношение к экранному действию. <...> Звуковой коллаж: художественная форма, игровая деятельность, авторское мировидение Глава IV. <...> Режиссер, работающий для этой аудитории, вынужден использовать звук в ограниченном диапазоне его эстетических возможностей — в основном как «направителя эмоций», своего рода «психагога» (это мы наблюдаем, прежде всего, в голливудской кинопродук Эстетика звука 5 ции, изобилующей закадровой комментирующей музыкой, что, впрочем, вовсе не говорит о ее низком качественном уровне), а иногда и «фокусника», поражающего чудесами саунд-дизайна. <...> Но некоторые тенденции проявляются сами в актуальном художественном процессе, отражающем, в свою очередь, состояние сознания современного человека. <...> В этом отношении, думается, интересно отметить одну тенденцию, а именно: перетекание интереса создателей кинопроизведения от использования закадрового звука как четко выраженного авторского отношения к экранному действию — к созданию вполне эмоционально нейтральной, отстраненной в оценочном <...>
 Эстетика_звука_в_советском_и_постсоветском_кинематографе_учебное_пособие_(1).pdf
УДК 778.5.04.071:78 ББК 85.374 М-695 Монография публикуется по решению ученого совета Научно-исследовательского института киноискусства ВГИК Рецензенты: доктор искусствоведения Н.А. Цыркун доктор философских наук В.И. Самохвалова Михеева Ю.В. Эстетика звука в советском и постсоветском кинематографе. — М.: ВГИК, 2016. — 241 с., ил. ISBN 978-5-87149-193-5 Монография посвящена многоаспектному рассмотрению звука в отечественном кинематографе. Начиная с первых десятилетий существования кино, интерес теоретиков к этой области кинотворчества сводился к двум общим вопросам: что делает звук в фильме? (т.е. каковы смыслы соединения звука с визуальным рядом, функционирования звука в кадре и за кадром) и как звук это делает? (т.е. каковы формы и способы образования этих смыслов). С развитием и усложнением художественного языка киноискусства, в особенности с появлением авторского кинематографа, включенного в обширное поле интертекстуальных связей, перед исследователем с неизбежностью встает и еще один вопрос: почему так в фильме использован звук? Автор пытается ответить на этот вопрос, вникая в специфику режиссерской эстетики. Книга адресована теоретикам и практикам кино, студентам высших учебных заведений в сфере кинематографии, а также читателям, интересующимся теоретическими проблемами киноискусства. © Михеева Ю.В., 2016 © Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова, 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ............................................... 4 Глава I. Изоморфизм vs. контрапункт .................... 12 Изоморфизм визуального и аудиального рядов в немом фильме. Становление авторства в звуковом решении фильма. Проблема аутентичности звукового решения фильмов дозвукового периода. Аудиовизуальный контрапункт: манифестация звуковой субъективности. Эволюция аудиовизуального контрапункта Глава II. Рефлексия ..................................... 50 Относительный и абсолютный аспекты звукового пространства фильма. Эстетическая локализация автора и типология звукозрительных решений в кинематографе. Звук как способ и направление мышления во внутрикадровом времени фильма. Экзистенциальная рефлексия в звуке. Фильмы «человеческого предела» и звуковой экстазис. Трансцендентальность рефлексии Глава III. Игра ........................................ 116 Понятие игры в культуре ХХ века. Структура игрового пространства. Элементы звуковых игр в экранном пространстве: музыкальные цитаты, автоцитаты, квазицитаты, стилизации. Звуковые «случайности» и импровизации. Театрализация музыкально-звуковых феноменов. Интонационные игры. Звуковая ирония как авторское отношение к экранному действию. Звуковой коллаж: художественная форма, игровая деятельность, авторское мировидение Глава IV. Остранение .................................. 183 Мышление о звуке в ХХ веке. Звуковое остранение и медитативные звуковые зоны в фильмах. Музыкальный минимализм в кинематографе. Заключение .......................................... 219 Список литературы ................................... 222 Фильмография ....................................... 230
Стр.3