Москва - ВГИК - 2014 УДК 778.5.04.072:8.01-2 ББК 85.374 М 261 Рецензенты: доктор философских наук, профессор Хренов НиколайАндреевич доктор искусствоведения, доцент Виноградов Владимир Вячеславович М 261 Мариевская Н.Е. <...> Н.Е. Мариевская выделяет две формы времени: горизонтальное, реализующееся в конструкции фильма через монтажные стыки и существующее как процессуальная конструкция, и вертикальное, внутрикадровое, в котором самые разные времена сплавляются в художественное время подвижного визуального образа, становясь его смыслообразующими слоями. <...> Появляются произведения, где на экране воссоздаётся динамика взрыва, несущая чувство неопре5 Мариевская Н.Е. <...> Голливуд настаивает на линейном сюжете как единственно возможном: «Строго говоря, почти каждый фильм, выпущенный голивудскими киностудиями за последние два десятка лет, следует общим канонам изложения, то есть все они имеют одну и ту же композицию — три акта. <...> В дальнейшем отрицание классической драматургии переходит у режиссёра в отрицание драматургии вообще. <...> Ларс фон Триер в одном из интервью сказал: «Предсказуемость (она же драматургия) стала золотым тельцом, вокруг которого мы танцуем. <...> В последнем финальная глава в подзаголовке предупреждает, что на ней фильм закончится, — таким образом режиссёр даёт понять публике, что он не потерял контроль над длящимся уже два с половиной часа действием. <...> В известном смысле, отрицание драматургии приводит к использованию её простейших форм. <...> В настоящее время не существует внятного описания драматургической конструкции, соответствующей времени разворачивающейся событийности (времени возникающего). <...> При исследовании новейших концептов времени в фильме анализируется драматургическая конструкция, соответствующая новому типу разворачивания событийности, выявляются общие закономерности перехода от настоящего к будущему, соответствующие времени становления и взрыва внутри структуры произведения, исследуется <...>
«Нелинейное_время_фильма»,_учебное_пособие_(1).pdf
УДК 778.5.04.072:8.01-2
ББК 85.374
М 261
доктор философских наук, профессор Хренов НиколайАндреевич
доктор искусствоведения, доцент Виноградов Владимир Вячеславович
Рецензенты:
М 261
Мариевская Н.Е.
Нелинейное время фильма: Учебное пособие. М.: ВГИК,
В книге впервые в теории кино предложена методология последова2014.
132 с.
ISBN 978-5-87149-154-6
тельного анализа художественного времени фильма.
Задачей пособия является формирование понимания роли художественного
времени как выразительного средства кинематографа, выявление
связи художественного времени и творческого мышления, взаимозависимости
художественного времени и монтажа.
Учебное пособие «Нелинейное время фильма» разработано для углубленного
изучения курса «Теория драматургии» и предназначено для учащихся
киновузов.
Автор выражает благодарность за помощь в работе над книгой своим
учителям проф. Маньковской Н.Б. и доц. Дубровиной Т. А.
В оформлении обложки использован кадр из фильма Питера Гринуэя
«Чемоданы Тульса Люпера».
УДК 778.5.04.072:8.01–2
ББК 85.374
ISBN 978-5-87149-154-6
© Мариевская Н.Е.
© Всероссийский государственный
университет кинематографии
им. С.А. Герасимова (ВГИК)
Стр.2
Оглавление
Введение ......................................................... 5
Глава I. Методология исследования
художественного времени ........................................ 10
Глава II. Модусы времени: настоящее и прошлое.................... 36
Глава III. Переход от настоящего к будущему ....................... 65
Глава IV. Вертикальное время.
К постановке проблемы .......................................... 93
Заключение..................................................... 108
Библиография .................................................. 112
Фильмография.................................................. 118
Приложение .................................................... 126
Стр.3