Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Славянская филология: XXI век Материалы III Международной научной конференции (Архангельск, 23–24 мая 2012 г.) Архангельск ИД САФУ 2014 УДК 81´1+82.0+070.41(082) ББК 81.00я431+83.3(0)я431+76.0я431 С471 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Составители: Т.Н. Плешкова, М.Ю. Елепова (отв. ред.) <...> Елепова Религиозные константы драмы-мистерии А.С. Хомякова «Ермак» Театральное искусство первой трети XIX в. отличалось тяготением к зрелищности, внешней эф фектности и, соответственно, к таким жанрам, как «волшебный во девиль», «волшебно-комическая опера», «волшебно-романтическое зрелище с хорами, балетами, превращениями и великолепным спектаклем». <...> С этим направлением русского театрального искусства, русской драматургии связано творчество представителей школы так называемого «величавого романтизма» – пьесы Н.В. Кукольника, Н.А. Полевого и других. <...> Хомякова «Ермак» в oпределенном смысле предваряет появление драматических произве дений такого рода, как, например, трагедия Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла» (1834) – типичная мистериальная драма, само название которой ясно свидетельствует о том, какие силы, по мнению автора, управляют историей. <...> Хомякова «Ермак», начиная с первого публичного чтения, состоявшегося 13 октября 1826 г., получила прочную репутацию пьесы шиллеровского типа. <...> Эклектизм подражательной и довольно слабой в художественном отношении пьесы Хомякова не вызывает сомнений и у современных исследователей. <...> В пьесе «Ермак» есть иное глубинное идейнонравственное единство, которое проступает сквозь контуры этой не то штюрмерской драмы, не то классицистической трагедии. <...> Причем трижды подступает <...>