Конферанс и конферансье Учебное пособие Направление подготовки: 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» Профиль подготовки: «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ» Кемерово 2016 1 УДК 791 ББК 77я73 Ф76 Утверждено на заседании кафедры социально-культурных дисциплин 16.03.2016 г., протокол № 6. <...> 1: Конферанс и конферансье [Текст]: учеб. пособие для обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», профиль «Постановка и продюсирование культурнодосуговых программ» / Н. К. Фоменко. <...> ISBN 978-5-8154-0363-5 ISBN 978-5-8154-0364-2 Технологии ведения культурно-досуговых программ необходимо начинать с изучения истории и традиций отечественного конферанса, поэтому часть 1 учебного пособия – «Конферанс и конферансье» – посвящена характеристике основных периодов становления и развития отечественного конферанса; анализу актуальных вопросов теории и технологии конферанса, освещенных в отечественной литературе; проблемам конферанса на современной эстраде. <...> Пособие адресовано студентам профиля подготовки «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ», а также может быть использовано в процессе обучения специалистов социально-культурной деятельности на курсах повышения квалификации. <...> Да им, возможно, и не нужно углубляться в историю конферанса, хотя они имеют представление о том, каким должен быть ведущий эстрадной развлекательной программы – веселым, жизнерадостным, обаятельным, доброжелательным, общительным, остроумным, культурным, создающим праздничную атмосферу на сцене и в зале. <...> Наметившаяся в конце прошлого столетия тенденция замены постоянно действующего состава ведущих эстрадные концерты не профессиональными «совместителями» получила стремительное развитие в наши дни. <...> Пережив тотальное увлечение проведением концертных программ в режиме «нон-стоп», наша эстрада наполнилась ярким разнообразием быстро сменяющих друг друга ведущих: артистов театра <...>
Технологии_ведения_культурно-досуговых_программ._Ч._1._Конферанс_и_конферансье_учебное_пособие.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Институт социально-культурных технологий
Кафедра социально-культурной деятельности
Н. К. Фоменко
ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ
Часть 1. Конферанс и конферансье
Учебное пособие
Направление подготовки:
51.03.03 «Социально-культурная деятельность»
Профиль подготовки:
«Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ»
Кемерово 2016
1
Стр.1
УДК 791
ББК 77я73
Ф76
Утверждено на заседании кафедры социально-культурных дисциплин
16.03.2016 г., протокол № 6.
Рекомендовано к изданию УМС института социально-культурных
технологий КемГИК 26.05.2016 г., протокол № 6.
Рецензенты:
Г. Н. Миненко, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»;
Н. С. Павлюк, кандидат педагогических наук,
директор ГПОУ «Кемеровский областной колледж культуры и искусств»
Автор пособия:
Н. К. Фоменко, заслуженный работник культуры РСФСР
Фоменко, Н. К.
Ф76
Технологии ведения культурно-досуговых программ. Ч. 1:
Конферанс и конферансье [Текст]: учеб. пособие для обучающихся
по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность»,
профиль «Постановка и продюсирование культурнодосуговых
программ» / Н. К. Фоменко. – Кемерово: Кемеров. гос.
ин-т культуры, 2016. – 167 с.
ISBN 978-5-8154-0363-5
ISBN 978-5-8154-0364-2
Технологии ведения культурно-досуговых программ необходимо начинать
с изучения истории и традиций отечественного конферанса, поэтому часть 1 учебного
пособия – «Конферанс и конферансье» – посвящена характеристике основных периодов
становления и развития отечественного конферанса; анализу актуальных вопросов
теории и технологии конферанса, освещенных в отечественной литературе; проблемам
конферанса на современной эстраде. Пособие адресовано студентам профиля подготовки
«Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ», а также может
быть использовано в процессе обучения специалистов социально-культурной деятельности
на курсах повышения квалификации.
УДК 791
ББК 77я73
ISBN 978-5-8154-0363-5 © Фоменко Н. К., 2016
ISBN 978-5-8154-0364-2 © Кемеровский государственный институт культуры, 2016
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время заметно повысился интерес зрителей
к развлекательным жанрам эстрады, в том числе и к разговорному
жанру. От исполнителей монологов, миниатюр, интермедий
зрители ждут хороших, неизбитых шуток, юмора со смыслом,
откликов на актуальные проблемы нашей жизни.
Кто такой конферансье и в чем заключалось его уникальное
искусство, информированы немногие зрители. Да им, возможно,
и не нужно углубляться в историю конферанса, хотя они имеют
представление о том, каким должен быть ведущий эстрадной развлекательной
программы – веселым, жизнерадостным, обаятельным,
доброжелательным, общительным, остроумным, культурным,
создающим праздничную атмосферу на сцене и в зале.
Известный ученый в области эстрадоведения, режиссер и
педагог С. С. Клитин пишет: «Конечно, опытный конферансье,
разговорник, обладающий безупречным вкусом, имидж которого
не оставляет сомнений в его высокой культуре, – везде
и всегда желанное лицо. Он, прежде всего, сумеет усмирить
свои желания подольше поговорить со сцены. Но таких мало»
[20, с. 319–320].
Наметившаяся в конце прошлого столетия тенденция замены
постоянно действующего состава ведущих эстрадные концерты
не профессиональными «совместителями» получила стремительное
развитие в наши дни.
Пережив тотальное увлечение проведением концертных
программ в режиме «нон-стоп», наша эстрада наполнилась ярким
разнообразием быстро сменяющих друг друга ведущих: артистов
театра и кино, популярных эстрадных певцов и телеведущих.
3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………..…………...... 3
Глава 1. Основные периоды становления и развития
отечественного конферанса
1.1. Особенности творческого стиля первых конферансье…. 8
1.2. Новое поколение конферансье на советской эстраде
(1917–1929)…………………………………..………………….. 27
1.3. Основные тенденции развития конферанса на отечественной
эстраде (1930-е – 1945)……………………………….... 34
1.4. Родоначальники парного конферанса и их последователи
(1937–1945)………………………………………………………. 46
1.5. Развитие сольного конферанса в послевоенный период
(1946–1970-е)……………………….……..…………………….. 61
Глава 2. Вопросы теории и технологии конферанса в отечественной
литературе
2.1. Структура конферанса……………………………..………. 74
2.2. Виды и разновидности конферанса…………………..…… 82
2.3. Конферансье и ведущий: общее и особенное…………..… 99
Глава 3. Проблемы конферанса на современной эстраде
3.1. Конферансье и шоумен………………………………..…… 112
3.2. Конферанс в модифицированных моделях ведения телевизионных
и культурно-досуговых программ…………...……. 137
Заключение……………………………………….……………. 158
Список рекомендуемой литературы………………………… 162
166
Стр.166