LEGO ®® MINDSTORMS Education EV3 Крутое пике Е. И. Рыжая, В. В. Удалов, В. В. Тарапата на LEGO® Лаборатория знаний Москва 2017 КОНСТРУИРУЕМ РОБОТОВ MINDSTORMS® Education EV3 Крутое пике 2-е издание (электронное) УДК 373.167 ББК 32.97 Р93 С е р и я о с н о в а н а в 2016 г. Ведущие редакторы серии Т. Г. Хохлова, Ю. А. Серова Проект подготовлен под руководством В. Н. Халамова Рыжая Е. И. <...> Р93 Конструируем роботов на LEGO○ MINDSTORMS○ R R Education EV3. <...> Серия книг «РОБОФИШКИ» поможет вам создавать роботов, учиться и играть вместе с ними. <...> Как видно, ты уже совсем не новичок в LEGO, раз добрался до набора LEGO® MINDSTORMS® Education EV3 и, конечно, быстро собрал всё, что там предлагалось! <...> Из этого набора можно собрать ещё много интересных и полезных вещей, например авиасимулятор. <...> К приборам для контроля параметров полёта относится и искусственный горизонт — авиагоризонт. <...> Кабина пилотов Airbus-A320 Авиагоризонт — это навигационный прибор для измерения и сообщения экипажу углов крена и тангажа, соответствующих положению самолёта относительно горизонтальной плоскости (то есть земли). <...> Тангаж — угловое движение самолёта относительно его поперечной оси (см. рис. <...> Авиагоризонт необходим лётчику для контроля положения самолёта в пространстве: для обеспечения безопасности во время полёта, при выводе самолёта из сложного положения, при выполнении фигур пилотажа. <...> Если «приподнять» нос самолёта подачей штурвала на себя, то искусственный горизонт так же, как и естественный, переместится вниз. <...> 3-модульный штифт — штифт, длина которого равна длине балки № 3. <...> Устройство Авиасимулятора Рассмотри модель робота-авиасиму ля тора, собранную на основе набора LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. <...> СБОРКА КОНТУРА ЖЁСТКОСТИ Детали для сборки: • программируемый модуль EV3, 1х; • балка прямоугольная 3 5, белая 4х; • угловой штифт 3 3, 2х; • соединительный штифт, 2-модульный, чёрный, 6х. <...> На левой боковой панели программируемого модуля в первый, третий и четвёртый верхние модули вставь чёрные штифты. <...> На двух <...>
Конструируем_роботов_на_LEGO®_MINDSTORMS®_Education_EV3._Крутое_пике.pdf
Е. И. Рыжая, В. В. Удалов, В. В. Тарапата
на
РОКОНСТРУИРУЕМ
LEGO®
БОТОВ
MINDSTORMS®
Education EV3
Крутое пике
3-е издание,
электронное
Лаборатория знаний
Москва
2021
Стр.2
УДК 373.167
ББК 32.97
Р93
С е р и я о с н о в а н а в 2016 г.
Ведущие редакторы серии Т. Г. Хохлова, Ю. А. Серова
Проект подготовлен под руководством В. Н. Халамова
Рыжая Е. И.
Р93 Конструируем роботов на LEGO○R
Education EV3. Крутое пике / Е. И. Рыжая, В. В. Удалов,
В. В. Тарапата.— 3-е изд., электрон.—М. : Лаборатория
знаний, 2021. —97 с. —(РОБОФИШКИ).—Систем. требования:
Adobe Reader XI ; экран 10". — Загл. с титул.
экрана. —Текст : электронный.
MINDSTORMS
ISBN 978-5-93208-532-5
Стать гениальным изобретателем легко! Серия книг «РОБО○R
○R
ФИШКИ»
поможет вам создавать роботов, учиться и играть
вместе с ними.
Вы соберёте из деталей конструктора LEGO
Education EV3 робота, который может
MINDSTORMS
○R
имитировать полёт самолёта. Управляя им, вы почувствуете
себя настоящим асом!
Для технического творчества в школе и дома, а также
на занятиях в робототехнических кружках.
УДК 373.167
ББК 32.97
Деривативное издание на основе печатного аналога: Конструируем
роботов на LEGO
○R
○R
пике / Е. И. Рыжая, В. В. Удалов, В. В. Тарапата.—М. : Лаборатория
знаний, 2017. —92 с. : ил., [4] с. цв. вкл. —(РОБОФИШКИ).—ISBN
978-5-00101-017-3.
MINDSTORMS Education EV3. Крутое
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать
от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации
ISBN 978-5-93208-532-5
© Лаборатория знаний, 2016
Стр.3
Содержание
Здравствуйте! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Дорогой друг! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Знакомимся с самолётом .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 5
Этап 1. Устройство авиасимулятора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Этап 2. Сборка авиасимулятора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Шаг 1. Сборка контура жёсткости .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Шаг 2. Сборка основания рулевого механизма .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 10
. 11
Шаг 3. Сборка рулевого механизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Шаг 4. Сборка штурвала .
. . . 21
Шаг 5. Соединение рулевого механизма со штурвалом . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Этап 3. Установка программного обеспечения на компьютере . . . . . . . . . . . . 26
Этап 4. Создание программы для робота-авиасимулятора . . . . . . . . . . . . . . 27
Запуск программы обеспечения LME-EV3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Создание нового проекта в памяти EV3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Логика программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Составление программы для робота-авиасимулятора . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Часть 1. Исходные положения. Переменные и начальные параметры .
Часть 2. Двигатели — на старт! Увеличение и уменьшение мощности турбин .
.
Часть 3. Скорость, крен, тангаж — завернём крутой вираж! Показания
спидометра и авиагоризонта .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 29
. 38
. 51
Часть 4. Тревога! Тревога! Система сигнализации об опасном уровне тангажа . 54
Часть 5. Бесконечность — не предел! Работа одометра, расчёт
пройденного расстояния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Часть 6. Всё выше, и выше, и выше! Работа альтиметра, расчёт
набранной высоты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Часть 7. Последний рывок. Вывод на экран показаний всех приборов,
завершение .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . . . . 78
Этап 5. Загрузка программы и её тестирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Шаг 1. Загрузка программы в программируемый модуль . . . . . . . . . . . . . . . . 82
91
Стр.92
Шаг 2. Тестирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Этап 6. От винта! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Горизонт НЕ завален! .
Захожу на второй круг! .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . . 85
. . . . 85
Дозаправка требуется? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
А теперь... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
И гул турбин мы слышим вновь! .
.
.
.
. 86
До новых встреч! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
92
Стр.93