Н а у ч н о -
т е х н и ч е с к и й
ж у р н а л
Орловского государственного
технического университета
Выходит четыре раза в год
№ 1/24(565)2009
Редакционный совет:
Голенков В.А. д-р техн. наук, проф.,
председатель
Радченко С.Ю. д-р техн. наук, проф.,
зам. председателя
Борзенков М.И. канд. техн. наук, доц.
Члены редакционного совета
Колчунов В.И. д-р техн. наук, проф.
Константинов И.С. д-р техн. наук,
проф.
Новиков А.Н. д-р техн. наук, проф.
Попова Л.В. д-р экон. наук, проф.
Степанов Ю.С. д-р техн. наук, проф.
Главный редактор
Новиков А.Н. д-р техн. наук, проф.
.
Редколлегия:
Лапин А.П. д-р техн. наук, проф.
Пучин Е.А. д-р техн. наук, проф.
Ременцов А.Н. д-р пед. наук, проф.
Родионов Ю.В. д-р техн. наук, проф.
Сазонов С.П. канд. техн. наук, проф.
Ушаков Л.С. д-р техн. наук, проф.
Адрес редколлегии:
302020, г. Орел, Наугорское шоссе, 29
(4862) 43-48-90, 41-98-48, 55-55-24,
41-98-21
www.ostu.ru
E-mail: srmostu@mail.ru
Зарегистрировано в Министерстве
Российской Федерации по делам
печати, телерадиовещания и средств
массовой информации.
Свидетельство:
ПИ № 77-15496
от 20 мая 2003 года
© ОрелГТУ, 2009
Технологические машины
Паничкин А.В. Перспективные системы подрессоривания
гусеничных строительно-дорожных машин…………………………… 70
Ушаков Л.С., Бажанов А.А., Юрьев Д.А., Фабричный Н.Д.
Исследование зоны обслуживания ударно-скалывающим
исполнительным органом погрузчика………………………………….. 74
Шакулин О.П., Абдурашитов А.И.,
Кравченко В.А.
Усовершенствование работы механизма прессования в
мусоровозах с задней загрузкой………………………………………….. 78
Вопросы экологии
Иващук О.А. Теоретические положения разработки систем
мониторинга, ориентированных на повышение экологической
безопасности автотранспортного комплекса региона………………… 86
Лапин А.П., Новиков А,Н., Глухов А.В, Садыков Р.Р. Опасное и вредное
воздействие нефти и нефтепродуктов на окружающую
среду………………………………………………………………………… 98
Новиков А.Н., Иващук О.А., Васильева В.В. Пути снижения
негативного воздействия автотранспортных потоков на качество
акустической среды………………………………………………………. 107
Трясцин А.П. Анализ опасности взрыва при наливе и сливе жидких
нефтепродуктов…………………………………………………………….. 112
Образование и кадры
Букалова Г.В., Новиков А.Н. Методические аспекты разработки
компетентностной модели выпускника вуза………………………….. 117
Коробкова Н.В. Потенциал деловой игры в процессе
профессионально-личностного становления будущего инженера…... 128
1
и технологических
машин
Мир транспорта
Содержание
Эксплуатация, ремонт, восстановление
Апсин В.П., Бондаренко Е.В., Зацепин П.П., Мануйлов В.С., Пославский
А.П. Метод определения общего термического сопротивления
гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания с
эксплуатационными загрязнениями…………………………………… 3
Бакаева Н.В. Функциональная декомпозиция целей системы
технического сервиса автомобилей……………………………………... 13
Бодров А.С. Проблемы ресурсосбережения при окрашивании
автомобилей………………………………………………………………... 26
Недолужко В.В. Анализ способов и методов подготовки наружных
поверхностей автотранспортных средств к покраске………………... 39
Стратулат М.П. Остаточные напряжения в электролитическом
хроме………………………………………………………………………… 48
Якунин Н.Н., Дрючин Д.А., Якунин С.Н. Повышение эффективности
таксомоторных перевозок за счет оптимизации структуры парка…. 56
Стр.1
S c h o l a r l y j o u r n a l
o f O r e l S t a t e
T e c h n i c a l
U n i v e r s i t y
Quarterly review
№ 1/24(565)2009
Editorial Council:
Golenkov V.A.Doc.Sc.Tech.,Prof.
Chairman
Radchenko S.Y. Doc.Sc.Tech., Prof.
Vice-Chairman
Borzenkov M.I.Can. Sc. Tech., Prof..
Kolchunov V.I.Doc.Sc. Tech., Prof..
Konstantinov I.S.Doc.Sc.Tech., Prof.
Novikov A.N. Doc.Sc. Tech., Prof.
Popova L.V.Doc.Sc.Ec., Prof.
Stepanov Y.S.Doc.Sc.Tech., Prof.
Editor-in-Chief
Novikov A.N.Doc.Sc.Tech., Prof.
Editorial Board:
Lapin A.P.Doc.Sc.Tech., Prof.
Puchin E.А. Doc.Sc.Tech., Prof..
Rementsov А.N. Doc.Sc.Ped., Prof..
Rodionov Y.V.Doc.Sc.Tech., Prof.
SazonovS.P.Can.Sc.Tech., Prof.
Ushakov L.S. Doc.Sc.Tech.,Prof.
Address:
302020, Orel, Naugorskoye Sh, 29
(4862) 43-48-90, 41-98-48, 55-55-24,
41-98-21
www.ostu.ru
E-mail: srmostu@mail.ru
The journal is registered in State
Committee for Publications of the
Russian Federation
Registration Certificate
ПИ № 77-15496
Issued from May 20, 2003
© OrelSTU, 2009
World of transport
and technological
machinery
Contents
Operation, Repair, Restoration
Apsin V.P., Bondarenko E.V., Zatsepin P.P., Manuylov V.S.,
PoslavskyA.P.,Method for definition of general thermal resistance
in cylinder sleeves of internal combustion engines with operational
pollution………………………………………………………………...
3
Bakayeva N.V. Aim functional decomposition in a motor-car
servicing system …………………………………….............................. 13
Bodrov A.S. Resource saving problems at motor-car
colouring………………………………………………………………... 26
NedoluzhkoV.V. Analysis of ways and methods for vehicle external
surface preparation to colouring……………………………………... 39
Stratulat M.P. Residual stresses in electrolytic chrome………………. 48
YakuninN.N.,Dryuchin D.A., Yakunin S.N. Efficiency increase in
passenger taxi traffic at expense of taxi fleet optimization………….. 56
Technological Machinery
Panichkin A.V., Prospect cushioning systems of caterpillar roadbuilding
machines………………………………………………………. 70
Ushakov L.S.., Bazhanov A.A.. Yuryev D.A..,Fabrichny N.D.. Research
of operation zone of
percussion-chipping tool
in
loader…………………………………………………………………… 74
Shakulin O.P..,Abdurashitiov A.I., Kravchenko V.А. Improvement of
pressing mechanism operation in garbage trucks with back
loading…………………………………………………………………... 78
Ecological Problems
Ivashchuk O.А. Theoretical regulations for development of
monitoring systems directed to ecological safety increase of regional
motor trasport…………………………………………………………. 86
Lapin A.P., Novikov A.N., Glukhov A.B., Sadykov R.R.. Dangerous and
harmful effect
of petroleum and mineral oil on
environment……………………………………………………………. 98
Novikov A.N., Ivashchuk O.A., Vasilyeva V.V. Means to decrease
motor transport negative effect on acoustic medium
quality………………………………………………………………….... 107
Tryastsin A.P. Explosion danger analysis at hydrocarbon oils
pouring and discharge ………………………………………………… 112
Education and Personnel
Bukalova G.V,Novikov А.N. Methodical aspects in competence model
development of higher school graduates……………………………… 117
Korobkova N.V. Business game potential in professional and
personal formation of future engineer …............................................. 128
2
Стр.2
Мир транспорта и технологических машин 2009
ЭКСПЛУАТАЦИЯ, РЕМОНТ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ
УДК [629.1: 62-714]
В.П. АПСИН, Е.В. БОНДАРЕНКО, П.П. ЗАЦЕПИН,
В.С. МАНУЙЛОВ, А.П. ПОСЛАВСКИЙ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ТЕРМИЧЕСКОГО
СОПРОТИВЛЕНИЯ ГИЛЬЗ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМИ ЗАГРЯЗНЕНИЯМИ
Отмечена проблематика количественной оценки теплоотдачи рабочей поверхности
гильз цилиндров ДВС в условиях эксплуатации. Рассмотрено влияние эксплуатационных
факторов на изменение состояния рабочей поверхности. Предложен метод
определения степени загрязненности по критерию теплоотдачи. Приведены результаты
определения теплоотдачи гильз, выработавших свой ресурс по сравнению с новыми.
Дана оценка перспектив использования метода для обеспечения надежности ДВС за
счет поддержания его оптимального теплового состояния в эксплуатации.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современного автомобилестроения связано с необходимостью
улучшения экономических и экологических показателей, которые
достигаются за счет совершенствования конструкции и процессов эксплуатации
транспортных средств. Форсирование удельной мощности
ДВС повышает КПД, но одновременно увеличивает тепловую напряженность
деталей и способствуют увеличению концентрации оксидов азота в
выхлопных газах. Также снижаются показатели надежности ДВС в эксплуатации
из-за высокой чувствительности к неблагоприятным эксплуатационным
факторам, в т.ч. загрязнениям рабочих поверхностей теплообмена
различными отложениями. При высокой интенсивности выделения
теплоты в рабочем цикле ДВС без адекватной интенсификации теплоотвода,
основные теплонапряженные детали не смогут обеспечить надежную
работу из-за перегрева. Снижение локальной теплоотдачи, например,
на границе гильза цилиндра (ГЦ) - охлаждающая жидкость приводит
к увеличению температуры на поверхности других ответственных
деталей: поршня, головки цилиндра, клапанов, форсунок и пр. На этапе
эксплуатации отложения на внешней поверхности ГЦ формируются из
различных соединений органического и неорганического происхождения,
отличающихся на один - два порядка по коэффициенту теплопроводности
λ по сравнению с металлами. Например, для накипи коэффициент теплопроводности
λ колеблется в пределах 1,32 – 3,4 Вт/(м×◦С), что существенно
ниже, чем для чугуна, как основного конструкционного материала
гильзы - 63,0 Вт/(м×◦С) [1,4]. Кроме накипи в отложениях присутствуют
продукты коррозии, компоненты добавок к охлаждающим жидкостям и
др., также снижающие теплоотдачу по сравнению с исходным его значением
для новой, механически чистой поверхности ГЦ. Природа загрязни3
Стр.3