РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2017 УДК 622.271.322 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТА ПАРАМЕТРОВ БЕСТРАНСПОРТНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ СВИТЫ ПОЛОГОПАДАЮЩИХ УГОЛЬНЫХ ПЛАСТОВ В. И. <...> Н. А. Чинакала СО РАН, E-mail:cheskid@misd.nsc.ru, Красный проспект, 54, 630091, г. Новосибирск, Россия Рассмотрены бестранспортные технологические схемы отработки нижних горизонтов вскрышной толщи угольных месторождений Кузбасса со свитовым залеганием пластов. <...> Приведена методика расчета параметров схем экскавации и переэкскавации вскрышных пород при отработке вскрышной заходки экскаватором-драглайном. <...> Установлена зависимость коэффициента переэкскавации от места и уровня установки драглайна. <...> Даны рекомендации по выбору его трассы при формировании внутреннего отвала вскрышных пород. <...> Пологопадающие месторождения, бестранспортная система, параметры, технологические схемы, драглайн, вскрышные породы, область применения В угольной отрасли России сохраняется устойчивая тенденция преимущественного развития открытого способа угледобычи, удельный вес которого превышает 70 % [1]. <...> Как показывает опыт, из всех используемых на этих разрезах систем разработки наиболее высокие технико-экономические показатели имеет система с непосредственной перевалкой вскрышных пород экскаваторами-драглайнами, при которой трудоемкость таких работ в 3 – 3.5 раза, а себестоимость вскрыши в 2 – 2.5 раза ниже, чем при транспортной системе [2]. <...> В практике открытых горных работ система разработки с перевалкой вскрышных пород драглайнами (далее — бестранспортная) получила распространение в основном при эксплуатации угольных месторождений с горизонтальным и пологим залеганием пластов. <...> Бестранспортная система нашла широкое применение при освоении открытым способом практически всех месторождений Кузбасса для вскрытия выходов угольных пластов под наносы, проходки <...>