Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Основы курса общей социологии

0   0
Первый авторДоржиева Ирина Цыдыпжаповна
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц86
ID609707
АннотацияПособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. В нем рассматриваются основные проблемы, изучаемые в курсе социологии. По каждой теме даются дополнительная литература, вопросы для самоконтроля, приводятся списки тем рефератов и вопросов к экзамену (зачету), даны методические рекомендации по подготовке к семинарам и написанию рефератов, тестовые задания и глоссарий.
Кем рекомендованоУМС БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, изучающих социологию, а также для всех, кто интересуется проблемами развития и жизни общества.
ISBN978-5-9793-0031-3
УДК316(075.8)
ББК60.5я73
Доржиева, И.Ц. Основы курса общей социологии : учеб.-метод. пособие / И.Ц. Доржиева .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2017 .— 86 с. — ISBN 978-5-9793-0031-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/609707 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Доржиева ОСНОВЫ КУРСА ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Рекомендовано УМС БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2017 УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 Д 687 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского госуниверситета Рецензенты В. Г. Жалсанова, кандидат социологических наук Е. П. Бальжинимаева, кандидат социологических наук Текст печатается в авторской редакции Доржиева И. Ц. <...> В нем рассматриваются основные проблемы, изучаемые в курсе социологии. <...> УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 © И. Ц. Доржиева, 2017 ISBN 978-5-9793-0031-3 © Бурятский госуниверситет, 2017 Введение Курс социологии занимает важное место в общекультурной и общетеоретической подготовке будущих специалистов. <...> Изучение дисциплины направлено на формирование общекультурных компетенций, способствующих формированию способности использовать основные положения и методы социологии в различных сферах жизнедеятельности. <...> В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: структуру социологического знания, соотношение социологии с другими науками; системный подход к анализу общества, теории развития общества, социальных изменений; социологические концепции личности, понятия социального статуса и социальной роли, основные этапы и агенты социализации личности; роль социальных институтов в жизни общества, их функции и дисфункции; понятия социальной структуры и социальной стратификации общества, виды социальной мобильности; особенности методов сбора информации и процедуры социологического исследования. <...> Место социологии в системе общественных наук Литература Волков Ю. Г. Социология : учебник для вузов / Ю. Г. Волков; под ред. <...> Объект и предмет социологии Социология как самостоятельная наука начала оформляться с середины XIX столетия. <...> 5 Впервые "социология" – греческого logos учение") Огюст Конт (1798-1857) - был термин обществе» - от латинского societas («наука <...>
Основы_курса_общей_социологии.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.85
Основы_курса_общей_социологии.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ И. Ц. Доржиева ОСНОВЫ КУРСА ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Рекомендовано УМС БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2017
Стр.1
УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 Д 687 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского госуниверситета Рецензенты В. Г. Жалсанова, кандидат социологических наук Е. П. Бальжинимаева, кандидат социологических наук Текст печатается в авторской редакции Доржиева И. Ц. Д 687 Основы курса общей социологии: учебно-методическое пособие. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2017. — 90 с. ISBN 978-5-9793-0031-3 Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. В нем рассматриваются основные проблемы, изучаемые в курсе социологии. По каждой теме даются дополнительная литература, вопросы для самоконтроля, приводятся списки тем рефератов и вопросов к экзамену (зачету), даны методические рекомендации по подготовке к семинарам и написанию рефератов, тестовые задания и глоссарий. Предназначено для студентов, изучающих социологию, а также для всех, кто интересуется проблемами развития и жизни общества. УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 © И. Ц. Доржиева, 2017 ISBN 978-5-9793-0031-3 © Бурятский госуниверситет, 2017
Стр.2
Введение Курс социологии занимает важное место в общекультурной и общетеоретической подготовке будущих специалистов. Представления о закономерностях и особенностях развития общества, его структуре, современных социальных явлениях и процессах, функционировании социальных институтов, овладение навыками проведения социологического исследования необходимы специалистам разного профиля. Курс способствует формированию у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления управленческой, организационной, информационноаналитической, научно-исследовательской и образовательной видов деятельности. Настоящее учебное издание представляет собой учебнометодичекое пособие для дисциплины «Социология» в рамках реализации образовательных программ высшего образования для несоциологических направлений. Изучение дисциплины направлено на формирование общекультурных компетенций, способствующих формированию способности использовать основные положения и методы социологии в различных сферах жизнедеятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: ­ структуру социологического знания, соотношение социологии с другими науками; ­ системный подход к анализу общества, теории развития общества, социальных изменений; ­ социологические концепции личности, понятия социального статуса и социальной роли, основные этапы и агенты социализации личности; ­ роль социальных институтов в жизни общества, их функции и дисфункции; ­ понятия социальной структуры и социальной стратификации общества, виды социальной мобильности; ­ особенности методов сбора информации и процедуры социологического исследования. Уметь: ­ анализировать современные социальные проблемы, выявлять причины и прогнозировать тенденции их развития; 3
Стр.3
­ составлять программы проведения социологических исследований, разрабатывать инструментарий, обрабатывать эмпирические данные; ­ работать с источниками информации: социальнополитической, научной и публицистической литературой и библиографией, периодикой, статистическими источниками, материалами эмпирических исследований; ­ использовать полученные знания в общении с представителями различных культур, учитывая особенности этнокультурного, конфессионального, социального контекста. Владеть: ­ способностью применять теоретические положения и методы социологической науки для анализа современных социальных проблем, выявлять причины и прогнозировать тенденции их развития. Основной целью настоящего учебного пособия является ознакомление обучающихся с теоретическими основами социологической науки, а также развитие умений и навыков анализа современных социальных процессов с помощью методов социологического исследования. Изучение дисциплины «Социология» опирается на совокупность всех знаний, накопленных студентами по гуманитарным и естественным дисциплинам. Пособие включает в себя краткое содержание основных тем лекционного материла, позволяющее получить студентам общее представление о социологии, вопросы для самоконтроля, семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов, список тем рефератов, тестовые задания, глоссарий и список литературы. 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………..…………………………...……....3 Тема 1. Социология как особая общественная наука…..………..…..5 Тема 2. Общество как социальная система…….................................12 Тема 3. Социология личности…………………………....…………..19 Тема 4. Социальная стратификация и социальная мобильность… .25 Тема 5. Социальные институты и организации ……………………30 Тема 6. Культура как социальное явление…………………………..35 Тема 7. Социальный контроль и девиантное поведение……..........40 Тема 8. Социологическое исследование: основные этапы и методы……………………………………………………………… 46 Планы семинарских занятий……………………………….…….......51 Содержание самостоятельной работы……………………………….53 Тестовые задания……………………………..……………………….56 Примерный список тем рефератов …………………...………..........66 Примерные вопросы к зачету (экзамену)……………………………68 Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям……………………………………………………….............69 Методические указания по написанию и оформлению рефератов..71 Глоссарий……...……………………………………………………....74 Библиографический список ………...………………………………..80
Стр.85