Пивоваров Александр Анатольевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой информационно-технологического и физико-математического образования института развития образования Кировской области ENDSPIEL УРОКА: КОНЕЦ ИГРЫ, ИЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ… <...> Нужно обращать острие ума на самые незначительные и простые вещи и долго останавливаться на них, пока не привыкнешь отчетливо и ясно прозревать в них истину. <...> Рене Декарт Как правило, в конце урока подводятся его итоги, идет обсуждение того, что обучающиеся узнали, и того, как работали, то есть каждый ученик оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса в целом, увлекательность и полезность выбранных форм работы. <...> Между тем вопросам грамотного завершения урока в современной дидактике уделяется неоправданно мало времени. <...> И на практике чаще всего все сводится к дежурной фразе «Домашнее задание — параграф такой-то, упражнение такое-то». <...> При этом важнейший этап урока оказывается скомканным, получается в буквальном смысле слова: «Endspiel — конец игры». <...> 58 Традиционно завершающая фаза урока содержит два этапа: рефлексию и домашнее задание. <...> Покажем кратко особенности каждого из этих этапов в структуре современного урока. <...> Рефлексия Рефлексия является необходимым элементом любого типа урока. <...> От правильного ее проведения зависит и усвоение его содержания, и мотивация обучающихся на выполнение домашнего задания. <...> Рефлексия учебного материала необходима для выявления уровня осознания содержания пройденного. <...> При этом эффективными могут стать самые разнообразные приемы: незаконченного предложения, тезиса, подбора удачного афоризма. <...> Рефлексию достижения целей урока (ТДЦ) можно провести с привлечением «дерева целей», оценки приращения знаний и достижения целей. <...> Журнал руководителя управления образованием 1/2016 Например, дети дополняют предложение, выбирая начало фразы из следующего <...>