Янушевский Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией стандартизации образования Ульяновского ИПКиПРО УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ПЕРВЫЕ ШАГИ В НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спиной к массовой школе Как известно, Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают сочетание познавательной деятельности на уроках с учебным проектированием: именно так учащиеся теперь будут осваивать образовательную программу каждой школьной ступени. <...> Первый опыт выполнения учебных проектов наши дети приобретают уже в начальной школе. <...> А вот полномасштабное развертывание проектно-исследовательской работы должно произойти в классах второй ступени школы, потому что именно подросткам присуще стремление экспериментировать на любом, в том числе учебном, материале. <...> С этого момента 67 перед их руководителями и учителями встанут непростые проблемы, связанные с организацией проектной деятельности пятиклассников. <...> А к девятому классу этим школьникам предстоит полностью освоить практику учебного проектирования и выполнить итоговый индивидуальный проект, который, по сути, станет еще одним экзаменом. <...> Во всяком случае, без защиты такого проекта нельзя будет получить свидетельство об окончании основной школы. <...> Вместе с тем метод проектов в наших школах новостью не является, немалая часть учителей уже давно и достаточно успешно применяет эту технологию. <...> Журнал руководителя управления образованием 3/2015 Однако сложившаяся к сегодняшнему дню практика учебного проектирования нередко осуществляется в соответствии с возникшим в начале 90-х годов прошлого века креном в сторону индивидуализации образования. <...> К тому же в лихие 90-е годы практика обучения стремилась соответствовать новой идеологии образования, которая оформлялась в условиях головокружительного прыжка в бездну рыночной экономики. <...> Так что нет ничего удивительного <...>