Данилова Лариса Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. <...> К. Д. Ушинского СОПРОТИВЛЕНИЕ ШКОЛЬНЫМ РЕФОРМАМ Сопротивление изменениям активное и пассивное Любой управленец понимает, что бесконфликтная реализация реформ — это скорее исключение, чем правило, и любое изменение будет встречать сопротивление, а значит, нужно уметь с ним работать. <...> Рассмотрим проблему сопротивления реформам на примере школы. <...> Сопротивляться школьным реформам могут родители и учащиеся, наука и вузы, оппозиционные политические силы. <...> Освещать изменения в невыгодном свете могут и СМИ. <...> Встречаются две формы сопротивления педагогов реформированию: активная и пассивная. <...> К активной форме могут быть отнесены: отказ принимать и использовать изменения, когда педагоги не согласны с утверждением о целесообразности таковых; ведение деятельности, 48 направленной на дискредитацию реформ. <...> Пассивное сопротивление проявляется как личное неприятие и как формальное участие. <...> Формальный подход также предполагает выполнение предписаний реформаторов, однако лишь для видимости, для соблюдения формальной стороны вопроса, но не для решения поставленных в ходе реформ задач. <...> Бюрократический стиль работы, игнорирование каких-то решений и саботаж — типичные проявления пассивного сопротивления. <...> Характерные примеры активного сопротивления можно наблюдать в различных западных странах, и отнюдь не всегда оно сопровождается выходом педагогов на улицы с целью привлечь Журнал руководителя управления образованием 3/2015 внимание общества и властей. <...> В школах немецкой земли Баден-Вюртемберг с 2015 г. вводятся программы полового воспитания на основе принципа «одобрения сексуального разнообразия». <...> Сопротивляясь нелепому нововведению, один учитель реальной школы организовал онлайнголосование по этому вопросу. <...> Описав ситуацию и разъяснив <...>