Ф. Я. Прийма
Антиох Дмитриевич Кантемир
А. Д. Кантемир. Собрание стихотворений
Вступительная статья Ф. Я. Приймы
Подготовка текста и примечания З. И. Гершковича
Библиотека поэта. Второе издание. Л., "Советский писатель", 1956
Оригинал здесь -- http://www.rvb.ru
Освобождение русской культуры от опеки и вмешательства церкви было одним из важнейших
результатов преобразовательской деятельности Петра I. В начале XVIII века в русской литературе одно за
другим начали появляться имена писателей, ни принадлежностью, ни образом своих мыслей не связанных
с духовным сословием или авторитетом церкви. Этот перечень открывается именем Антиоха
Дмитриевича Кантемира, литературная деятельность которого по ее целеустремленности и
общественному значению может быть смело названа подвигом.
Антиох Кантемир выступил убежденным сторонником и защитником того строя государственной
жизни, который был создан преобразованиями Петра I, выводившими страну из вековой отсталости и
носившими, при всей их социальной ограниченности, глубоко прогрессивный характер. Общественнополитическое
сознание А. Кантемира, чутко отзывавшееся на противоречия жизни, отразило в себе
лучшие приобретения общественной и политической мысли XVIII века.
А. Д. Кантемир жил в эпоху, когда только закладывались первые основы современного русского
литературного языка; его сатиры написаны по доживавшей уже в то время свой век силлабической
системе стихосложения, и тем не менее имя Кантемира, выражаясь словами Белинского, "уже пережило
много эфемерных знаменитостей, и классических и романтических, и еще переживет их многие тысячи",
так как Кантемир "первый на Руси свел поэзию с жизнью". {В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений,
т. 8.М., 1955, стр. 614 и 624.}
Антиох Кантемир родился 10 сентября 1708 года в семье князя Дмитрия Константиновича
Кантемира (1663--1723), принадлежавшего к среде высшей молдавской знати: еще в конце XVII века дед
Антиоха, Константин Кантемир, получил от турецкого султана в управление Молдавию с титулом
господаря.
Сын Константина, Дмитрий Кантемир, отец писателя, провел свою юность и молодые годы в
Константинополе в качестве заложника; там же получил он и блестящее для своего времени образование:
владел многими европейскими и восточными языками, обладал незаурядными познаниями в философии,
математике, архитектуре и музыке, имел склонность к научным занятиям и оставил после себя ряд ученых
трудов на латинском, молдавском (румынском) и русском языках.
Взаимоотношения населения Молдавии с русским и украинским народами на протяжении
столетий носили дружественный характер. Русские симпатии в Молдавии были чрезвычайно сильны не
только в простом народе, но и в среде молдавского дворянства. Эти симпатии нашли свое отражение и в
государственной деятельности князя Дмитрия Кантемира, получившего в 1710 году, вскоре после смерти
своего отца, титул господаря Молдавии. Д. Кантемир, пользуясь начавшейся войной России с Турцией,
стремился освободить свою страну от турецкого ига и, преследуя эту цель, вступил в тайные сношения с
Петром I; в 1711 году в результате неудачного Прутского похода Д. Кантемир вместе со своей семьей,
состоявшей из жены и шести детей, вынужден был навсегда переселиться в Россию.
Первое время по переселении в Россию семья Кантемира жила в Харькове, а затем в курских и
украинских поместьях, пожалованных Д. Кантемиру Петром I. В 1713 году старый князь переезжает с
семьей в Москву.
Из четырех сыновей Д. Кантемира младший, Антиох, отличался наибольшими стремлениями и
способностями к образованию. Немаловажная роль в умственном развитии А. Д. Кантемира
принадлежала наставникам его детских лет: Анастасию (Афанасию) Кондоиди и Ивану Ильинскому.
Анастасий Кондоиди, несмотря на свой священнический сан, был человеком светского образа
жизни и интересов. Он обучал детей Д. Кантемира древнегреческому, латинскому, итальянскому языкам и
истории. В 1719 году по повелению Петра I Кондоиди был взят из семьи Кантемиров на службу в
Духовную коллегию.
Гораздо большее значение для умственного развития Антиоха Кантемира имел Иван Ильинский,
получивший образование в Московской Славяно-греко-латинской академии. Он был хорошим
латинистом, а также знатоком древнерусской письменности и языка. В "Опыте словаря о российских
Стр.1