А. А. КАЗАКОВ ФЕНОМЕН РОДОПОЧИТАНИЯ В ВОЗЗРЕНИЯХ КНИЖНИКОВ ДРЕВНЕЙ РУСИ: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ Исследовано родопочитание в Древней Руси через восприятие его книжниками-христианами. <...> Проанализировав летописные указания и некоторые свидетельства древнерусских обличительных сочинений, автор приходит к выводу о двояком понимании рода в контексте древнерусской культуры. <...> Родопочитание в Древней Руси связывается с языческими представлениями восточных славян. <...> Во всяком случае, обличения христианскими книжниками древнерусских обычаев языческого происхождения нередко содержат сведения о культе рода. <...> Например, древнерусское толковое «Слово святого Григория» упоминает, что современники «не могут лишити проклятого ставления 2-я трапезы нареченыя роду и рожанице», правда, совершается это все «по украинам» и «отай». <...> Взгляд книжника-христианина на языческие верования, очевидно, не был дифференцированным, все дохристианские и современные ему нехристианские религии – автор «Слова святого Григория» упоминает среди прочего «и Мамеда проклятаго, срацинскаго жерца» – образовывали единство, основанное на противостоянии идолопоконства христианской истине. <...> Такой подход позволяет рассматривать древнерусский культ рода и рожениц как заимствованную у греков персонификацию судьбы, «явление на славянской почве сравнительно молодое, не древнее грамотности у славян, т. е. не древнее IX в. <...> . Особое значение приобретает вопрос об источниках, которыми мог пользоваться книжник при описании воззрений, связанных, в частности, с родопочитанием. <...> Безусловно, только на основе восходящих к христианскому книжнику отдельных свидетельств не до конца выясненного проИсторическая психология и социология истории 2/2016 121–136 122 Историческая психология и социология истории 2/2016 исхождения касательно языческих обрядов, вкупе со стремлением автора показать неприглядность и нечестивость языческих обычаев <...>