05 П. А. Аваков Региональные особенности и социальнополитические риски культурных преобразований Петра I (на материале Северо-Восточного Приазовья)1 Европеизация внешнего облика населения России представляется в историографии и массовом сознании символом не только осуществленного Петром I культурного переворота, но и всех его преобразований в целом. <...> В литературе широко распространена точка зрения о том, что борода и традиционное русское платье являлись для Петра I «своеобразным знаменем ненавистной старины», а потому столь энергичное участие царя в вестернизации имиджа своих подданных «вполне понятно и оправдано»2 . <...> Проанализировав рассказ о введении в России брадобрития и «немецкого» платья, содержащийся в первоначальных редакциях «Гистории Свейской войны», Е. В. Акельев предположил, что идеологическое обоснование этих мероприятий строилось на противопоставлении Петром I облика своих подданных, отождествляемого с внешним видом «татарских и прочих бусурманских народов», и имиджа подданных «европейских християнских государств» (возможно, эта идеологема сформировалась в кругах российской элиты еще в конце XVII в., под влиянием идей, высказанных Ю. <...> Культурная инициатива Петра I имела и обратную сторону: истощенная Северной войной государственная казна остро нуждалась в новых поступлениях, и царь рассчитывал пополнить ее за счет введения пошлин и штрафов, Петербургский исторический журнал № 1 (2017) 34 Региональные особенности и социально-политические риски. которые были обязаны уплачивать традиционалисты — противники брадобрития и европейской одежды. <...> Именно фискальная подоплека придавала вестернизации внешнего вида россиян радикальный характер. <...> Как известно, в среде российской служилой элиты уже на протяжении многих лет существовала мода на брадобритие (распространение этого еретического «блуднического» обычая даже вынуждало патриархов Иоакима и Адриана обличать его в обращениях <...>