Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Петербургский исторический журнал  / №1 2017

Региональные особенности и социальнополитические риски культурных преобразований Петра I (на материале Северо-Восточного Приазовья) (100,00 руб.)

0   0
Первый авторАваков
Страниц17
ID606559
АннотацияВ статье рассматривается региональный аспект реализованного Петром I в 1705 г. проекта вестернизации имиджа и быта россиян. На материале Северо-Восточного Приазовья показано, что имиджевые и бытовые инновации Петра I не всегда сопровождались сопротивлением местного населения и могли осуществляться довольно успешно. Возможность неконфронтационного внедрения культурной инициативы царя напрямую зависела от социально-экономических особенностей конкретного региона, сословного состава местного населения. Благоприятное сочетание этих факторов позволило администрации Северо-Восточного Приазовья успешно воплотить замысел Петра I и избежать социального взрыва, несмотря на значительные риски, связанные с угрозой расширения территории Астраханского восстания на сопредельный регион. Источники ставят под сомнение общепризнанный в историографии тезис о том, что россияне было имманентно не готовы расстаться с бородой и одеждой своих предков
УДК94(47).05
Аваков, П.А. Региональные особенности и социальнополитические риски культурных преобразований Петра I (на материале Северо-Восточного Приазовья) / П.А. Аваков // Петербургский исторический журнал .— 2017 .— №1 .— С. 34-50 .— URL: https://rucont.ru/efd/606559 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

05 П. А. Аваков Региональные особенности и социальнополитические риски культурных преобразований Петра I (на материале Северо-Восточного Приазовья)1 Европеизация внешнего облика населения России представляется в историографии и массовом сознании символом не только осуществленного Петром I культурного переворота, но и всех его преобразований в целом. <...> В литературе широко распространена точка зрения о том, что борода и традиционное русское платье являлись для Петра I «своеобразным знаменем ненавистной старины», а потому столь энергичное участие царя в вестернизации имиджа своих подданных «вполне понятно и оправдано»2 . <...> Проанализировав рассказ о введении в России брадобрития и «немецкого» платья, содержащийся в первоначальных редакциях «Гистории Свейской войны», Е. В. Акельев предположил, что идеологическое обоснование этих мероприятий строилось на противопоставлении Петром I облика своих подданных, отождествляемого с внешним видом «татарских и прочих бусурманских народов», и имиджа подданных «европейских християнских государств» (возможно, эта идеологема сформировалась в кругах российской элиты еще в конце XVII в., под влиянием идей, высказанных Ю. <...> Культурная инициатива Петра I имела и обратную сторону: истощенная Северной войной государственная казна остро нуждалась в новых поступлениях, и царь рассчитывал пополнить ее за счет введения пошлин и штрафов, Петербургский исторический журнал № 1 (2017) 34 Региональные особенности и социально-политические риски. которые были обязаны уплачивать традиционалисты — противники брадобрития и европейской одежды. <...> Именно фискальная подоплека придавала вестернизации внешнего вида россиян радикальный характер. <...> Как известно, в среде российской служилой элиты уже на протяжении многих лет существовала мода на брадобритие (распространение этого еретического «блуднического» обычая даже вынуждало патриархов Иоакима и Адриана обличать его в обращениях <...>