К переизданию романа «Траектория краба» Е.А. ЯМБУРГ Переизданный недавно роман Гюнтера Грасса, казалось бы, в представлении не нуждается. <...> Так считал и автор публикуемого материала до тех пор, пока, не обнаружив в букинистической лавке большую стопку уценённых книг и забрав весь «неликвид» в количестве пятидесяти экземпляров, он ни принялся дарить книгу своим коллегам-педагогам, рекомендуя её как логическое завершение «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко, подводящее воспитательные итоги минувшего века. <...> Признавая за собой грех известной профессиональной узости, приводящий к привычке смотреть на любое явление культуры, и в первую очередь на художественную литературу, глазами педагога, тем не менее, я обратил внимание на то, что, в отличие от литераторов, историки отнеслись к моей учительской оценке текста романа с меньшим скепсисом. <...> На первый взгляд, текст романа Гюнтера Грасса меньше всего относится к так называемой педагогической прозе с её канонами повествования, занимающей свою скромную, но достойную культурную нишу. <...> В основе педагогической прозы – последовательно изложенные биографии педагогов и их воспитанников, разумеется, во временно`м и мировоззренческом контексте. <...> Гюнтер Грасс избирает другую траекторию повествования: «Непонятно, однако, следует ли, как нас тому учили, изложить всё по порядку – сначала одно, затем другое, последовательно пересказать биографию за биографией, или же лучше избрать траекторию повествования, пролегающую как бы поперёк хронологической оси, чтобы получилось нечто вроде того, как ползает краб, оттопырив клещи, имитирует задний ход, но на самом деле бойко продвигается вперёд». <...> Смею предположить, что Гюнтер Грасс избрал не только верную траекторию повествования, но, сам того не подозревая, открыл целый пласт методологии исследований культурно-исторической педагогики. <...> А какой же ещё может быть современная посттоталитарная педагогика, когда 69 Сценарии <...>