Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Юшкевич С. С.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID6036
АннотацияОб авторе (Юшкевич Семен Соломонович).
Кому рекомендованоОб авторе
Юшкевич С. С.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/6036 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЮШКЕВИЧ, Семен Соломонович [25. <...> Один из представителей реалистического направления в литературе начала XX в. <...> В возрасте 13 лет с документом об окончании четвертого класса гимназии был определен отцом в ученики к местному аптекарю. <...> Выход в 1902 г. повестей "Распад" и "Ита Гайне", посвященных жизни еврейской бедноты, принес Ю. широкую известность и репутацию поборника прав угнетенных народных масс. <...> Сблизившись в начале 900 гг. со "Средой", Ю. по предложению М. Горького <...> Правдивый и честный бытописатель еврейских низов в т. н. черте оседлости, Ю. показывал нараставший процесс классового расслоения среди еврейского населения, резко обличал еврейскую буржуазию, сочувствовал бесправному положению бедняков. <...> Героями его многочисленных повестей и рассказов выступали обычно ремесленники, мелкие торговцы, рабочие -- люди неимущие, приниженные жизнью, изнемогающие под бременем непосильного труда, забот, нищеты, никогда не уверенные в завтрашнем дне. <...> Раскрывались и различные формы реакции людей на действие подавляющих их сил: одни становились одичалыми, безропотными рабами (персонажи рассказа "Невинные", 1901), другие (напр., старик сторож Сем из драмы "Голод", 1905) проповедовали непротивление злу, культ страдания, третьи же искали более активных способов противостояния жизненным невзгодам, пытались любой ценой "выбиться в люди". <...> Подобно горьковскому Илье Луневу, Нахман пробует обрести независимость путем предпринимательства, но разоряется, терпит полный крах во всех своих начинаниях. <...> Оказываются безуспешными и его попытки сблизиться с кругами революционно настроенных рабочих, ибо он уже отравлен ядом собственнической психологии. <...> Повесть завершалась гибелью героя во время еврейского погрома, организованного властями. <...> Созданные Ю. картины жизни еврейского трудового населения отличались реалистической достоверностью, демократическим пафосом. <...> Стремясь как можно более <...>
Юшкевич_С._С._Биобиблиографическая_справка.pdf
ЮШКЕВИЧ, Семен Соломонович [25.XI(7.XII).1868, Одесса -- 12.II.1927, Париж] -- прозаик, драматург. Один из представителей реалистического направления в литературе начала XX в. В возрасте 13 лет с документом об окончании четвертого класса гимназии был определен отцом в ученики к местному аптекарю. В 1893 г. уехал в Париж для получения медицинского образования. По воспоминаниям самого Ю., за время пребывания в Париже, где он находился до 1902 г., у него в значительной мере под влиянием зарождавшегося марксизма "сложилось вполне определенное отношение к жизни". Еще в 1891 г.Ю. послал один из своих очерков народническому критику А. М. Скабичевскому и получил от него благожелательный отзыв. Как беллетрист, он дебютировал позднее, когда в августовской книжке журнала "Русское богатство" за 1897 г. был напечатан его рассказ "Портной". Выход в 1902 г. повестей "Распад" и "Ита Гайне", посвященных жизни еврейской бедноты, принес Ю. широкую известность и репутацию поборника прав угнетенных народных масс. Сблизившись в начале 900 гг. со "Средой", Ю. по предложению М. Горького стал активно сотрудничать в издательстве "Знание". На протяжении 1903--1908 гг. "Знание" выпустило сочинения Ю. в пяти томах. Правдивый и честный бытописатель еврейских низов в т. н. черте оседлости, Ю. показывал нараставший процесс классового расслоения среди еврейского населения, резко обличал еврейскую буржуазию, сочувствовал бесправному положению бедняков. Героями его многочисленных повестей и рассказов выступали обычно ремесленники, мелкие торговцы, рабочие -- люди неимущие, приниженные жизнью, изнемогающие под бременем непосильного труда, забот, нищеты, никогда не уверенные в завтрашнем дне. Раскрывались и различные формы реакции людей на действие подавляющих их сил: одни становились одичалыми, безропотными рабами (персонажи рассказа "Невинные", 1901), другие (напр., старик сторож Сем из драмы "Голод", 1905) проповедовали непротивление злу, культ страдания, третьи же искали более активных способов противостояния жизненным невзгодам, пытались любой ценой "выбиться в люди". Именно такой путь избирает для себя юноша Нахман -- герой повести Ю. "Евреи", во многом навеянной романом М. Горького "Трое" (была опубликована с большими цензурными купюрами во П сб. "Знания" за 1904 г.). Посвященная Горькому, повесть эта явилась одной из наиболее значительных в раннем творчестве Ю. Подобно горьковскому Илье Луневу, Нахман пробует обрести независимость путем предпринимательства, но разоряется, терпит полный крах во всех своих начинаниях. Оказываются безуспешными и его попытки сблизиться с кругами революционно настроенных рабочих, ибо он уже отравлен ядом собственнической психологии. Повесть завершалась гибелью героя во время еврейского погрома, организованного властями. Созданные Ю. картины жизни еврейского трудового населения отличались реалистической достоверностью, демократическим пафосом. Стремясь как можно более впечатляюще раскрыть страшную социальную драму обездоленного люда, передать атмосферу отчаяния и бесконечных человеческих мытарств, Ю. не жалел черных красок для изображения этой "земной грязи". Бытовая повседневность с ее мрачным, гнетущим колоритом приобретала под пером Ю. подчеркнуто трагедийный характер. Однако в нагнетании ужасов, в нагромождении сцен и эпизодов, рисующих мучения, страдания, смерть, он терял чувство меры. Лавина такого рода картин не могла возместить отсутствие глубоких реалистических обобщений, четкой социальной типизации изображаемых "фактов жизни". Влиянием натуралистических тенденций объяснялась и нарочитость стилевой манеры Ю.: обильная авторская лирика зачастую оборачивалась напыщенной декламационностью, риторичностью. Хотя само по себе тяготение к экспрессивному, предельно драматизированному воссозданию жизни в ее обыденных, будничных проявлениях обновляло накопленный опыт очерково-бытописательной литературы. В период первой русской революции Ю., подобно другим писателям-"знаниевцам", испытал притягательное (хотя недостаточно глубокое) воздействие социал-демократической идеологии, что проявилось прежде всего в усилившемся интересе к революционной борьбе рабочего класса, в утверждении идей интернационализма, объединения еврейской бедноты с русским пролетариатом против общего классового врага. Во время своего путешествия в первой половине 1906 г. по Австрии, Германии и Швейцарии Ю. имел возможность наглядно убедиться в том, с каким неослабным вниманием еврейский пролетариат следит за ходом героической схватки русских, рабочих с силами самодержавной реакции. И в его творчество революционных лет органично вошла тема классовой солидарности рабочих разных национальностей. Эта тема была разработана в драме "Король", составившей вместе с ранее написанными пьесами "Голод" (1905) и "В городе" (1906) своеобразную драматургическую трилогию. Сам автор в одном из интервью обратил внимание на связующие нити между тремя драмами: в "Голоде", подчеркнул он, показано "угнетающее действие голода", в пьесе "В городе" "роль угнетающего элемента являет сам большой город", наконец, "Король" изображает "гнет, испытываемый от
Стр.1