Пособие представляет материал по научно-исследовательской, педагогической, научно-педагогической и преддипломной практикам, включающий цели, задачи, требования к практике, обязанности студента-практиканта и руководителя-практики, структуру и содержание практики, задания и порядок их выполнения, формы отчетности по практике, критерии выставления оценок и учебнометодическое и информационное обеспечение пракитки. <...> НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА Введение В условиях повышения требований к качественной реализации образовательных программ по направлению подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование, усложнения задач по каждому виду профессиональной деятельности, увеличения значимости самостоятельной работы студентов, усиления интеграции науки и практики объективно возрастает значение практики как средства самореализации, самоопределения студента как субъекта профессионально-личностного развития. <...> Научно-исследовательская практика является обязательным этапом обучения магистранта, ориентирована на создание условий для развития личности будущего менеджера образования, формирования его профессиональных компетенций и приобретения научно-исследовательского опыта. <...> Данная практика является логическим завершением изучения следующих дисциплин: «Информационные технологии в педагогической деятельности», «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования» и позволяет реализовать полученные теоретические знания в конкретной деятельности при проведении исследования, подготовке магистерской диссертации. <...> Цели и задачи научно-исследовательской практики Цели научно-исследовательской практики: - формирование профессиональных компетенций будущего магистра по направлению 44.04.01 Педагогическое образование; - формирование методологической культуры магистров образования в единстве мотивационно-целевого, содержательнодеятельностного <...>
Организация_и_проведение_практик_по_направлению_44.04.01_–_Педагогическое_образование.pdf
УДК 378.14 (075.8)
ББК 74.58 я73
О 64
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р пед. наук, профессор Н. Б. Ромаева,
д-р пед. наук, профессор Т. Г. Везиров
(Дагестанский государственный педагогический университет)
О 64 Организация и проведение практик по направлению
44.04.01 – Педагогическое образование: учебно-методическое
пособие / авт.-сост.: И. Ф. Игропуло, Ю.В. Сорокопуд,
Н.Ю. Тараненко, В.К. Шаповалов. – Ставрополь: Изд-во
СКФУ, 2016.- 170 с.
Пособие представляет материал по научно-исследовательской,
педагогической, научно-педагогической и преддипломной
практикам, включающий цели, задачи, требования к практике, обязанности
студента-практиканта и руководителя-практики, структуру
и содержание практики, задания и порядок их выполнения, формы
отчетности по практике, критерии выставления оценок и учебнометодическое
и информационное обеспечение пракитки.
УДК 378.14 (075.8)
ББК 74.58 я73
Авторы-составители:
д-р пед. наук, профессор И.Ф. Игропуло,
д-р пед. наук, профессор Ю.В. Сорокопуд,
канд. филос. наук, доцент Н.Ю. Тараненко,
д-р пед. наук, профессор В.К. Шаповалов
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
2
Стр.2
I. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА
Введение
В условиях повышения требований к качественной реализации
образовательных программ по направлению подготовки
44.04.01 – Педагогическое образование, усложнения задач по каждому
виду профессиональной деятельности, увеличения значимости
самостоятельной работы студентов, усиления интеграции
науки и практики объективно возрастает значение практики как
средства самореализации, самоопределения студента как субъекта
профессионально-личностного развития.
Научно-исследовательская практика является обязательным
этапом обучения магистранта, ориентирована на создание условий
для развития личности будущего менеджера образования, формирования
его профессиональных компетенций и приобретения
научно-исследовательского опыта.
Данная практика является логическим завершением изучения
следующих дисциплин: «Информационные технологии в педагогической
деятельности», «Современные проблемы науки и образования»,
«Методология и методы научного исследования» и позволяет
реализовать полученные теоретические знания в конкретной
деятельности при проведении исследования, подготовке магистерской
диссертации.
1. Цели и задачи научно-исследовательской практики
Цели научно-исследовательской практики:
- формирование профессиональных компетенций будущего
магистра по направлению 44.04.01 Педагогическое образование;
- формирование методологической культуры магистров образования
в единстве мотивационно-целевого, содержательнодеятельностного
компонентов;
- развитие интереса к научно – исследовательской деятельности,
творческого подхода к организации исследовательской деятельности;
-
формирование исследовательского типа мышления;
- овладение навыками самостоятельного ведения научноисследовательской
работы в области образовательного менеджмента;
3
Стр.3
- формирование компетенций и профессионально значимых
качеств личности будущего исследователя-ученого в области образовательного
менеджмента;
- развитие интеллектуальных способностей и коммуникативных
умений в процессе выполнения научно-исследовательских
заданий и публичного выступления с целью презентации полученных
результатов;
- формирование навыков самовоспитания, самообразования,
проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной
карьеры в сфере образования.
Задачи научно-исследовательской практики:
анализ, систематизация и обобщение результатов научных
исследований в сфере образования путем применения комплекса
исследовательских методов при решении конкретных научноисследовательских
задач;
проектирование, организация, реализация и оценка результатов
научного исследования в сфере образования с использованием
современных методов науки, а также информационных и инновационных
технологий;
использование имеющихся возможностей образовательной
среды и проектирование новых условий, в том числе информационных,
для решения научно-исследовательских задач;
осуществление профессионального и личностного самообразования,
проектирование дальнейшего образовательного маршрута
и профессиональной карьеры, участие в опытноэкспериментальной
работе.
определение рабочих понятий исследования, разработка
программы исследования;
ознакомление с различными этапами научно-исследовательской
работы (постановка задачи исследования, литературная
проработка проблемы с использованием современных информационных
технологий; накопление и анализ экспериментального (теоретического)
материала, формулировка выводов по итогам исследований,
оформление результатов работы в виде отчета);
ознакомление с различными методами научного поиска,
выбор оптимальных методов исследования, соответствующих задачам
исследования;
4
Стр.4
приобретение навыков коллективной (индивидуально –
групповой) научной работы.
Требования к результатам освоения практики
Студент должен знать:
- особенности научного познания в области образования;
- теоретико-методологические основы педагогического исследования;
-
цели, задачи, функции педагогического исследования; роль
педагогической науки в современном образовании и развитии
личности;
- общую характеристику постнекласического этапа развития
современной педагогической науки;
- основные методологические подходы к организации педагогического
исследования;
- основные принципы формулирования методологического
аппарата исследования;
- структуру педагогического исследования, его основные этапы;
- методы эмпирического и теоретического исследования;
- методы оценки и интерпретации результатов исследования;
- структуру и основные требования к магистерской диссертации;
- основные направления внедрения результатов исследования
в массовую практику.
Студент должен уметь:
- организовать поиск и анализировать информацию из различных
источников, в том числе на иностранных языках;
- анализировать тенденции развития педагогической науки в
России и за рубежом;
- применять полученные теоретические знания в научноисследовательской,
аналитической и экспертной работе;
- занимать исследовательскую и экспертную позицию при обсуждении
актуальных научных проблем в сфере образовательного
менеджмента;
- анализировать личный педагогический и управленческий
опыт и опыт работы в образовательной организации;
- разрабатывать этапы и методику теоретических и экспериментальных
педагогических исследований;
- выбирать оптимальные методы педагогического исследования;
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
I. Научно-исследовательская практика ………………………….
II. Педагогическая практика ………………………………………
III. Научно-педагогическая практика …………………………….
IV. Преддипломная практика …………………………………….
Приложение 1 ……………………………………………………….
Приложение 2 ………………………………………………………
Приложение 3 ………………………………………………………
Приложение 4 ………………………………………………………...
3
60
93
128
160
162
163
167
169
Стр.169