МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОПАСНОСТИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА ОТ НИХ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование Профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности» Бакалавриат Ставрополь 2016 УДК 614.8 (075.8) ББК 68.9 я 73 О 60 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р сель.-хоз. наук, профессор В. М. Иванов, канд. пед. наук, доцент С. Ю. Рожков О 60 Опасности техногенного характера и защита от них: учебное пособие / сост. <...> Пособие представляет курс лекций, который составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования; рассматривает теоретико-методологические причины возникновения техногенных аварий и катастроф; включает вопросы защиты от опасностей техногенного характера, контрольные вопросы и литературу для углубленного изучения теоретико-методологических основ дисциплины. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование, профилю «Безопасность жизнедеятельности». <...> В базовой части профессионального цикла дисциплине «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них» 3 предшествуют дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». <...> Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера Известно, что любая деятельность потенциально опасна, а сами опасности носят перманентный характер («перманентный» – постоянно, непрерывно продолжающийся, от лат. «permaneo» – остаюсь, продолжаюсь). <...> Реализуется потенциальная опасность через причины, и в случае, если нежелательные последствия будут значительные, то это событие <...>
Опасности_техногенного_характера_и_защита_от_них.pdf
УДК 614.8 (075.8)
ББК 68.9 я 73
О 60
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р сель.-хоз. наук, профессор В. М. Иванов,
канд. пед. наук, доцент С. Ю. Рожков
О 60 Опасности техногенного характера и защита от них:
учебное пособие / сост. Т. Ю. Денщикова. – Ставрополь:
Изд-во СКФУ, 2016. – 141 с.
Пособие представляет курс лекций, который составлен в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования; рассматривает теоретико-методологические
причины возникновения техногенных аварий и
катастроф; включает вопросы защиты от опасностей техногенного
характера, контрольные вопросы и литературу для углубленного изучения
теоретико-методологических основ дисциплины.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование, профилю
«Безопасность жизнедеятельности».
УДК 614.8 (075.8)
ББК 68.9 я 73
Составитель
канд. биол. наук, доцент Т. Ю. Денщикова
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия в жизни человечества все большее
место занимают проблемы, связанные с преодолением различных
кризисных явлений, возникающих по мере развития земной цивилизации.
Обусловлено это, прежде всего, ростом количества чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, приводящих
к большим людским потерям и огромному материальному
ущербу. Основными причинами увеличения количества катастроф
являются:
- неконтролируемое развитие техносферы, при всеобщей тенденции
роста мощностей агрегатов на промышленных объектах и
увеличения их концентрации на территориях;
- урбанизация и увеличение плотности населения Земли.
В России эти тенденции, кроме того, усугубляются сложной
инфраструктурой экономики, разнообразием природных и климатических
условий, а также длительным экономическим кризисом.
Достаточно сказать, что в потенциально опасных зонах в стране
проживают более трети населения страны. Устойчивое развитие
Российской Федерации в современных условиях, во многом зависит
от возможностей государства и человека управлять риском
возникновения катастроф.
Целью освоения дисциплины является формирование общекультурных,
общепрофессиональных и профессиональных компетенций
будущего бакалавра по направлению подготовки 44.03.01 –
Педагогическое образование, профиль «Безопасность жизнедеятельности».
Задачами
освоения дисциплины являются:
1. Формирование у студентов способности использовать приёмы
первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных
ситуаций.
2. Развитие способности проектировать образовательные
программы.
Для освоения дисциплины студентам необходимы базовые
знания, полученные при изучении дисциплин естественнонаучного,
гуманитарного, социального циклов.
В базовой части профессионального цикла дисциплине
«Опасные ситуации техногенного характера и защита от них»
3
Стр.3
предшествуют дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»,
«Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций».
Данная дисциплина является предшествующей для учебной и
преддипломной практики студентов.
Учебный материал рассматривает наиболее актуальные проблемы
защиты человека и окружающей среды от поражающих
факторов техногенных аварий и катастроф.
В курсе лекций некоторые темы (программа) объединены, поскольку
раскрываемые в них понятия близки в отношении классификационных
признаков.
В процессе освоения дисциплины у студентов должна быть
сформирована способность использовать приёмы первой помощи,
методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9), а также
способность проектировать образовательные программы (ПК-8).
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………….
1. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного
происхождения ……………………………………………………
2. Классификация чрезвычайных и опасных ситуаций …….
3. Аварии с выбросом аварийно химически опасных
веществ …………………………………………………………….
4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ……………..
5. Опасные ситуации на промышленных объектах
с выбросом экологически опасных веществ .…………………..
6. Аварии с выбросом возбудителей инфекционных
заболеваний ……………………………………………………….
7. Чрезвычайные и опасные ситуации на системах
жизнеобеспечения ………………………………………………..
8. Пожары и взрывы ………………………………………….
9. Гидродинамические аварии ……………………………….
10. Чрезвычайные и опасные ситуации на транспорте ……..
11. Защита населения в условиях чрезвычайных ситуаций..
12. Психологическая подготовка населения к действиям
в чрезвычайных ситуациях ………………………………………
13. Организация эвакуации населения ………………………
Заключение …………………………………………………….
Рекомендуемая литература …………………………………...
3
5
16
24
34
43
52
66
70
80
89
103
113
124
137
138
140
Стр.140