Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Методика исследования археологического текстиля (опыт обобщения) (220,00 руб.)

0   0
АвторыГлушкова Тамара Николаевна, Елкина Алла Константиновна, Елкина Ирина Ивановна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц88
ID603139
АннотацияНаучно-методическое пособие раскрывает методику исследования археологического текстиля от момента его обнаружения при археологических раскопках до уровня лабораторного исследования, археологической и исторической реконструкций.
Методика исследования археологического текстиля (опыт обобщения) : науч.-метод. пособие / Т. Н. Глушкова, А. К. Елкина, И. И. Елкина .— Сургут : РИО СурГПУ, 2011 .— 88 с. — URL: https://rucont.ru/efd/603139 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Елкина МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТИЛЯ (опыт обобщения) Научно-методическое пособие Ответственный редактор – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Н.В. <...> В предлагаемом методическом пособии, структура которого определена целью и задачами, был обобщён уже имеющийся материал для составления рекомендаций для специалистов-археологов, которые могут обнаружить при раскопках древний текстиль, сохранившийся в условиях археологического памятника и всех, кто сталкивается с этим феноменом на разных этапах его исследования, реставрации, хранения, использования в учебном процессе. <...> Разнообразный иллюстративный материал, приведённый в приложениях, помогает увидеть археологический текстиль как источник с самых разных сторон и визуализировать специфическую теоретическую информацию. <...> Археологические ткани в нашей стране изучаются, начиная с середины – конца XIX в., с их первых находок (Аристов, 1866; Дмитриев, 1881; Попов, 1881; Прохоров, 1881; Иностранцев, 1901; Георгиевский, 1914 и др.) <...> Однако уже тогда начинают осмысливаться некоторые методические вопросы: способ изучения красителей древних тканей, определение импорта и т.д. <...> В специально созданном в Ленинграде Институте археологической технологии (с 1931 г. – Институт исторической технологии) детально изучались методики очистки и исследования древнего текстиля, особое внимание было уделено текстильным материалам из Ноин-Улы (Клейн, 1926; Кононов, 1929; 1931; Тихонов, 1931; 1934; Технологический анализ…, 1931 – 1932). <...> В этот период были исследованы и опубликованы текстильные материалы из раскопок в Новгороде (А. <...> Это также время появления специальных работ по методике исследований древнего текстиля (Е.Ф. Федорович, 1965; 1967; 1977; А.К. Елкина, 1985; 1987; В.П. Голиков, 1984; 1997; 2002; Орфинская, 2009 и др.), где были предложены конкретные способы изучения текстильного материала, которые остаются актуальными до современности <...>
Методика_исследования_археологического_текстиля_(опыт_обобщения).pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОлОДЕжНОй ПОлИТИкИ ХАНТЫ-МАНСИйСкОГО АВТОНОМНОГО ОкРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСкИй ГОСУДАРСТВЕННЫй ПЕДАГОГИЧЕСкИй УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ АРХЕОлОГИИ РАН Т.Н. Глушкова А.К. Елкина И.И. Елкина МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТИЛЯ (опыт обобщения) Научно-методическое пособие Ответственный редактор – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Н.В. Полосьмак Сургут 2012
Стр.1
УДК ББК Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензент: доктор исторических наук, доцент Евгений Ильич Гололобов Глушкова, Т.Н. Методика исследования археологического текстиля : научно-методическое пособие / Т.Н. Глушкова, А.К. Ёлкина, И.И. Ёлкина ; отв. ред. д.и.н. Н.В. Полосьмак. – Сургут : РИО СурГПУ, 2012. – 147 с. Научно-методическое пособие раскрывает методику исследования археологического текстиля от момента его обнаружения при археологических раскопках до уровня лабораторного исследования, археологической и исторической реконструкций. Пособие содержит обобщение имеющегося в отечественной науке опыта специальных исследований с применением методов консервации, частичной реставрации, материаловедческого и структурного анализа, методов систематизации информации, моделирования, реконструкции и экспериментального исследования. Междисциплинарный характер исследования древнего текстиля позволяет получить многоплановую информацию, которая может быть использована как при обучении студентов – историков и специалистов – археологов, реставраторов, хранителей музейных фондов, так и для организации фундаментальных и прикладных исследований. Пособие рассчитано на студентов, преподавателей истории, археологов, музейных работников и всех, интересующихся вопросами древней истории. УДк ББк © Сургутский государственный педагогический университет, 2012
Стр.2
3 ПРЕДИСЛОВИЕ В последнее время в России и за рубежом возрастает интерес к археологическому текстилю, постепенно осознаётся его значение как важного и ёмкого источника информации. Все больше внимания уделяется сохранности текстиля на начальном этапе обнаружения. Исследователи текстиля ставят перед собой задачу максимального изучения того или иного текстильного предмета. Для этого ими применяются как широко известные, проверенные годами, методы, так и новые авторские с использованием современной техники. К сожалению, обобщающих работ по этой теме практически нет. До сих пор нет единой системы комплексного подхода к обработке текстильного материала. Авторы данного пособия считают, что на основе анализа и критического осмысления имеющегося опыта возможна выработка универсальной методики подхода к изучению текстильных памятников. Весь богатейший арсенал разнообразных достижений, находок, до гадок и заблуждений, аналитически обобщённый, является необходимым и достаточным основанием для моделирования современной методики техноло гического и культурологического исследования древнего текстиля. В предлагаемом методическом пособии, структура которого определена целью и задачами, был обобщён уже имеющийся материал для составления рекомендаций для специалистов-археологов, которые могут обнаружить при раскопках древний текстиль, сохранившийся в условиях археологического памятника и всех, кто сталкивается с этим феноменом на разных этапах его исследования, реставрации, хранения, использования в учебном процессе. Предметом осмысления в данном случае является самостоятельная источниковедческая работа исследователей древнего текстиля. Цель пособия: охарактеризовать способы, условия и алгоритмы организации самостоятельной работы исследователей древнего текстиля в археологическом поле и археологической лаборатории с использованием методов междисциплинарного изучения. Задачи: 1) охарактеризовать способы, условия и последовательность организации источниковедческого исследования древнего (археологического) текстиля; 2) охарактеризовать наиболее эффективные методы консервации, первоначальной обработки текстиля и его реставрации, способы и условия их применения; 3) охарактеризовать способы материаловедческого и структурного анализов древнего текстиля, условия и алгоритмы их применения; 4) охарактеризовать способы классификации и описания археологического текстиля, условия и алгоритмы их применения; 5) охарактеризовать способы реконструкции археологического текстиля (приспособлений, технологии), условия и алгоритмы их применения; 6) охарактеризовать приёмы историко-культурного анализа археологического текстиля, условия и алгоритмы его применения. Чтобы выполнить поставленные цель и задачи, в пособии предусмотрена следующая структура: оно разбито по главам в соответствии с последовательностью задач и выполняемых действий; каждая из глав делится на разделы, в которых описываются конкретные методики и операции; разделы содержат информацию о материале, методике исследования, а также методические рекомендации для органи
Стр.3
4 зации рациональной деятельности при выполнении определённых действий, описание оборудования рабочего места, условий, необходимых для получения качественной информации, алгоритм действий исследователя. После каждого раздела даётся резюме, в котором очень кратко сформулированы основные мысли текста раздела, которые обязательно нужно учесть. В конце каждого раздела также представлен список литературы, содержащий дополнительную информацию по теме, так как рамки учебного пособия не позволяют подробно описать все нюансы материала и способы работы с ним. Обращение к имеющимся публикациям может значительно расширить кругозор исследователя, что очень важно, т.к. эффективная работа в этом направлении в принципе возможна при условии овладения очень специфической и сложной информацией. Таким образом, чётко структурированный текст пособия позволяет легко ориентироваться в описанной тематике, давая возможность каждому выбирать то, что необходимо на настоящий момент и самостоятельно последовательно двигаться по пути овладения общим алгоритмом действий. Важным условием овладения предложенными методиками является экспериментальная деятельность, описанная в работе. Она позволяет «оживить» теоретический материал и неформально представить себе весь технологический процесс выработки текстильных полотен разного вида. Для облегчения понимания достаточно сложной и специфической информации в пособии имеется несколько приложений: фотографии археологических тканей и плетений (т.е. полученных в результате археологических раскопок), способов и результатов их реконструкции; примеры таблиц и схем, которые помогают систематизации разнородной информации о текстильных образцах; примеры описаний текстильных материалов, которые прошли весь процесс исследования; иллюстрации, позволяющие представить процессы изготовления нитей и полотен с помощью различных приспособлений; фотографии, иллюстрирующие экспериментальную программу, которая была проведена в рамках функционирования экспериментальной археологической лаборатории Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева в 90-е годы XX в. под руководством И.Г. Глушкова. Разнообразный иллюстративный материал, приведённый в приложениях, помогает увидеть археологический текстиль как источник с самых разных сторон и визуализировать специфическую теоретическую информацию. Поэтому работа с приложениями – важная часть последовательного движения по пути освоения достаточно сложной методики. Последний структурный элемент предлагаемого пособия – библиографический список по теме, в котором представлены работы отечественных исследователей тканей и костюма. После успешного освоения всего теоретического материала, представленного в пособии и его практического применения в соответствии с данными рекомендациями, обучающийся будет знать: ‒ как «устроен» текстиль, его виды, способы получения; ‒ последовательность действий для его сохранения и изучения; ‒ что нужно делать на каждом этапе исследования; ‒ где можно найти дополнительную информацию для углубления знаний; уметь: ‒ спланировать свою деятельность по сохранению, обработке и исследованию текстильного материала для его последующего экспонирования или публикации; ‒ применить специальные методы исследования, не требующие сложных тонких исследований в специализированных лабораториях; владеть: ‒ методикой материаловедческого и структурного анализов; ‒ приёмами экспериментального тестирования текстильного сырья, пряжи, полотен, приспособлений для плетения и ткачества; ‒ способами археологической и историко-культурной реконструкции.
Стр.4
5 Все это позволит сделать определённые шаги в подготовке компетентного специалиста в области археологического (древнего) текстиля. Многофункциональность пособия позволяет также использовать его в учебном процессе для подготовки студентов специальности «История» и бакалавров педагогики направления «Историческое образование » в курсе «Археология». В этом случае представленные тексты позволяют сделать последовательные шаги для формирования исследовательской компетенции на занятиях по курсу или спецсеминаре. На занятиях в курсе «Археология России» предлагается практический модуль, в рамках которого проводятся практические занятия, посвящённые вопросам реконструкции древних технологий, в том числе и ткацкой. Подготовка и издание этой книги стало возможно благодаря помощи многих людей: прежде всего, д.и.н. Игоря Геннадьевича Глушкова, который всегда давал самые важные советы и был первым критиком всей работы одного из авторов; администрации СурГПУ; уважаемых коллег к.и.н. Н.Ю. Адамовой, д.и.н. Е.И. Гололобова, к.и.н. Т.М. Захожей; бывших студентов Тобольского и Сургутского государственных педагогических институтов, которые много сил потратили на осуществление экспериментальной программы по ткачеству; лаборанту кафедры СГД СурГПУ Е.П. Прониной и многих других, чьи советы и непосредственная помощь сопутствовали продвижению этой работы. Хочется также выразить благодарность за консультации Н.П. Синицыной, художнику-реставратору высшей категории (г. Москва).
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.