' Въ иротивоположность античному міру, главаымъ средоточіемъ среднев коной жизни является не государство, а церковь. ІІодъ ея могучимъ возд йствіемъ сложилась величавая среднев ковая культура, глу
боко проникнутая религіозными в роваеіями, выработалось міросозе})цаніе, им вшее своей зав тной д лью—построить общественные и житейскія отношенія на своеобразно ионимаемихъ словахъ Спасителя. <...> Таковъ былъ идеалъ, въ существенныхъ чертахъ сложившійся уже къ XI в ку. <...> На д л , феодально-языческій міръ широкой волной вторгся въ еамыя н дра церкви и это вторженіе вытекало, отчасти, изъ глубокаго нротивор чія, лежавшаго въ основ среднев кового міровоззр нія. <...> „Нам стпикъ Бога на земл " — папа сд лался и св тскимъ влад телемъ. <...> Мірскія богатства и власть привели духовенство къ мірскому образу жиз
ни: съ имуществами на церковь и ея служителей переходили и обяl
) „Da terrain, tolle caelum" Lib. <...> Все это усиливало нриливъ людей, совершенно ненодготовлепныхъ, въ самое лоно церкви, куда они вносили виолн чуждыя ей воззр нія и порядки. <...> Всеобщее стремленіе къ насл дственности должностей и леновъ сказалось и въ церковной области 1): за
частую, отъ отца къ сыну переходилъ и санъ настоятеля и имущество той или другой церкви 2 ); н которые изъ современниковъ утверждали даже, что благодать священства передается но насл дству и сынъ священнослулсителя не нуждается въ новомъ иосвященіи 3 ) . <...> Безконечныя тяжбы, праздность, пустословіе превращали священнослужителей въ „скомороховъ и пустомель" 8 ). <...> Роскошь, развратъ 9 ), нев жество царили въ сред высшихъ церковнослужителей и только бритая борода, по выражені <...>
...Петр_Дамиани,_борец_за_церковно-общественные_преобразования_XI_века.pdf
»•». й. И. ЛЕНИНА :;
Петръ Дамшеи и церковно-обществееныя преобразованш
ХІ-го в ка.
(Пробная лекція, прочитанная ю ноября i894-£253i
t І,Ш * A il l u ?1 •:JL.
Вязиггінь.
'
Въ иротивоположность античному міру, главаымъ средоточіемъ
среднев коной жизни является не государство, а церковь. ІІодъ ея могучимъ
возд йствіемъ сложилась величавая среднев ковая культура, глубоко
проникнутая религіозными в роваеіями, выработалось міросозе})цаніе,
им вшее своей зав тной д лью—построить общественные и житейскія
отношенія на своеобразно ионимаемихъ словахъ Спасителя.
Весь христіанскій міръ представлялся тогда единымъ ц лымъ, руководимымъ
напой и имнераторомъ. Ихъ совм стная д ятельность должна
была водворить между людьми то, что современные памятники называютъ
civitas Dei in terra, т. е. царство Бога на земл . Таковъ былъ
идеалъ, въ существенныхъ чертахъ сложившійся уже къ XI в ку. Какова
же была д йствительность?
На д л , феодально-языческій міръ широкой волной вторгся въ
еамыя н дра церкви и это вторженіе вытекало, отчасти, изъ глубокаго
нротивор чія, лежавшаго въ основ среднев кового міровоззр нія. Благодаря
всеобщимъ заботамъ о сиасеніи души, благодаря льготамъ, щедрымъ
вкладамъ и дареніямъ, открывавшимъ для в рующихъ двери
небесъ 1
). церковь оказалась обладательницею крупной земельной собственности,
этой основы феодально-общественныхъ отношеній. Еии<ІКОГІЫ
и аббаты получили права феодальныхъ князей. „Нам стпикъ
Бога на земл " — папа сд лался и св тскимъ влад телемъ. Мірскія
богатства и власть привели духовенство къ мірскому образу жизни:
съ имуществами на церковь и ея служителей переходили и обяl
)
„Da terrain, tolle caelum" Lib. VII As 14 p. 453. Op. 9 с 6 p. 219.
А. Вяаигинъ.
Стр.1
занпости, лежавшія тогда на поземельныхъ сопстн нпикахъ; св тскіе
владыки сохраняли нерховныя права на церковныя земли и удерживали
за собой назначеніе епискоиовъ и аббатовъ; ихъ саны, связанные
сь значительными средствами и вліяніемъ, служили сильн йшей приманкой
для честолюбдевъ, желавшихъ обезнечить себя и близішхъ угожденіемъ
сильнымъ міра. Все это усиливало нриливъ людей, совершенно
ненодготовлепныхъ, въ самое лоно церкви, куда они вносили виолн
чуждыя ей воззр нія и порядки. Всеобщее стремленіе къ насл дственности
должностей и леновъ сказалось и въ церковной области 1
): зачастую,
отъ отца къ сыну переходилъ и санъ настоятеля и имущество
той или другой церкви 2
); н которые изъ современниковъ утверждали
даже, что благодать священства передается но насл дству и сынъ священнослулсителя
не нуждается въ новомъ иосвященіи 3
). Подобная точка
шанный оружіемъ 5
зр нія на таинство указывала уже на крайнее см шеніе понятій.
Да и по вн шности и образу жизни закованный въ броню4
) и драгоц нностями 6
), ув -
) епископъ и аббатъ походилъ
на герцога и барона: подобно имъ онъ предавался иопоййамъ,
игр , охот , развлекался наб гами на сос дей и мелкой войной; во
время походовъ выступалъ во глав вооруженныхъ отрядовъ и нер дко
обагрялъ свои руки кровью 7
). Самъ пава Іевъ ІХ-й ходилъ войною
), нев жество царили въ сред высшихъ церковнослужителей
и только бритая борода, по выраженію современника 10
отъ мірянъ. Встр чались даже женатые епископы 11
) Watt. I, p. So. Petri Damiani Liber IV, А". 8 р. ПО R. Р. В. Л* 4279.
j Leonis Casinensis Lib. II с. 76 p. 681 и Lib. II с. 29 p. 646. Bonithonis,
Lib. Y 3I p. 648 Migne T. 136 p. 924. N. A. p. 445.
) cp. Op. 26 с 3 p. 502.
J Bertholdi Chronicon p. 301.
l
2
4
5
e
7
) Epistola Fulberti Carmtensis episcopi p. 130—131.
) Lamberti p. 170. Petri Datnianl op. XXXI.c. 6 p. 548—550
j Herimanni Contracti p. 132. Petri Damiani Op. XX. c. 2 p. 444. Annales
Altahenses p. 810. Arnulfi. Lib. Ill с 8 p. 18. Benzonis Lib. IV prol. p. 634. Lib. I
Я 15 p, 227—8. Lib. IV № 9 p. 314. Epistola Michaelis Cerul. ad Petrum patriarch
Antioch. p. 793. Mighe T, 120.
8
9
ecclesiastica Lib. I p. 372. Lanfranci ep. II ad Aiexandrum H p. SOI.-Ep. Col. Aii 16
p. 541—542.
} Petri Damiani E^ist Lib. I Я .15, p. 227. Cp. Op, 26 с 1 p. 499.
") Таковъ былъ Вида A. Bonithonis Lib. VI p. 639.-Ordericus Vitalis Historia
i0
) Petri Damiani Lib. I, № 15 p. 227.
) Bertholdi p. 302. Herimanni Contracti p. 129.
на нормановъ. Безконечныя тяжбы, праздность, пустословіе превращали
священнослужителей въ „скомороховъ и пустомель" 8
вратъ 9
). Роскошь, разJ,
отличала ихъ
); забота о нотом
Стр.2
ств и семь у нихъ стояла на иервомъ план . Одинъ и:>ъ иапъ (Бенедиктъ
IX) задумалъ жениться 1
), неслагая сана, быть можетъ съ
ц лыо сд лать и папство насл дственнымъ в'ь своей семь , такъ какъ
оно уже считалось собственностью его рода 2
).
Мало по малу высшія духовныя мкта превратились въ заманчивую
добычу для любителей хорошо воспользоваться благами жизни. Веселое
и безпечальпое житье, окруженное богатствомъ и иочетомъ, привлекало
меогихъ искателей, и св тскіе и духовные влад тели стали од лять церковными
санами, и должностями, сообразуясь съ деньгами, предлагаемыми
лицами, домогающимися получить священство, ради выгодъ, съ
нимъ связанныхъ. Открылась небывалая торговля: епископы покупали
у влад телей 3
церкви 5
) или у горожанъ 4
) свое енископство, священники свои
); брали и за посвященіе и за позволеніе посвятить въ духовную
должность, „Всесд лалось продажнымъ въцеркви, какъ рыночный товаръ,
какъ вьючный скотъ"е>
ная такса, отъ которой не могли отступить ищущіе 7
разр шался своего рода аукціономъ 8
какъ бы съ молотка свою тіару 9
). Въ н которыхъм стахъ устанавливается постоян);
въ другихъ споръ
), удержавъ за собой доходы съ Англіи 10
), и папа Бенедиктъ IX продалъ
).
Симонія перестала даже считаться запретной, и многіе удивлялись 11
),
когда имъ раскрывали ея тяжкую гр ховность. Трудно было найти между
духовенствомъ не симониста, или не иосвященнаго симонистомъ 12
^) Bonithonis Liber ad amicum Lib. V p. G2fi.
2
3
) Bonithonis Liber ad. amicum Lib. V p. 626 „hereditario jure".
) Donizonis Lib. I, с 16 v. ПОЗ p. 373. Lib. II с I. v. 1G2 ел. p. 383. Vita
) Kod. gl. Lib. V с 5. p. 71—72. Desiderius. Lib. Ill prol. Miracula S. Benedicti.
Chron. • Casin. Lib. II с 77 p. 682. Annales Romani p. 468. Bonithonis Lib.
S. Benedicti с 2 p. 198 с S p. 202.
4
V p. 629.
5
G
) Chronicon Vult. p. 514.— Petri Damiani Lib. VII & 2 p. 241.
) Eodolfi glabri. Hist. Lib. V с 5 p. 71—72. Cp. Hugonis chronicon. Lib. II
с 30 p. 403. Lib. II с 6 p. 655. Donizonis Lib. I с 16 p. 373. Vita Anselmi с 13 p. 17.
Miracul. s. Benedicti. prol. Widonis Ferrariensis Lib. I с 2 p. 155. Anselmi Lucensis
p. 440; 454. Brunonis segniensis 347. Damiani Lib. IV .M» 9 p. 314 Lib. gi\ с. 36 p. 137
op. VI c. 27 p. 125 с 35 p. 136 Arnulfi Lib. Ill с 14 p. 21. Vita s. Romualdi с 35 p. 401.
7
№ 8 p. 110. Catalogus p. 93. Bennonis Lib. II p. 12.
8
Altahenses, p. 822—23.
9
10
11
) Bruno Segniensis, p. 347. Miracula S. Benedicti Lib. Il l prol.—Petri Damiani
Ep. Lib. I ЛИ 2 p. 206. Liber gratissimus с'35.p. 150.
12
) Petri Damiani. Op. V. p. 95 cp. Damiani op. VI c. 29 p. 628. Ep. Lib. IV
) Lamberti, p. 183—186; Bertholdi, p. 275; Mariani Scotti, p. 560.— Annales
) Bonitlionis Liber ad Amicum. Lib. V. p. 626.
) Otton. Frets. Chronicon. Lib. VI с 32 p. 244.
) Vita s. Romualdi с 35. p. 460. Op. VI с 27 p. 140.
); зло
Стр.3