Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

...Петр Дамиани, борец за церковно-общественные преобразования XI века (90,00 руб.)

0   0
Первый авторВязигин Андрей Сергеевич
Издательствотип. Зильберберга
Страниц44
ID60259
Вязигин, А.С. ...Петр Дамиани, борец за церковно-общественные преобразования XI века : (Проб. лекция, прочит. 10 нояб. 1894 г.) / А. Вязигин; А.С. Вязигин .— : тип. Зильберберга, 1895 .— 44 с. — URL: https://rucont.ru/efd/60259 (дата обращения: 20.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

' Въ иротивоположность античному міру, главаымъ средоточіемъ среднев коной жизни является не государство, а церковь. ІІодъ ея могучимъ возд йствіемъ сложилась величавая среднев ковая культура, глу боко проникнутая религіозными в роваеіями, выработалось міросозе})цаніе, им вшее своей зав тной д лью—построить общественные и житейскія отношенія на своеобразно ионимаемихъ словахъ Спасителя. <...> Таковъ былъ идеалъ, въ существенныхъ чертахъ сложившійся уже къ XI в ку. <...> На д л , феодально-языческій міръ широкой волной вторгся въ еамыя н дра церкви и это вторженіе вытекало, отчасти, изъ глубокаго нротивор чія, лежавшаго въ основ среднев кового міровоззр нія. <...> „Нам стпикъ Бога на земл " — папа сд лался и св тскимъ влад телемъ. <...> Мірскія богатства и власть привели духовенство къ мірскому образу жиз ни: съ имуществами на церковь и ея служителей переходили и обяl ) „Da terrain, tolle caelum" Lib. <...> Все это усиливало нриливъ людей, совершенно ненодготовлепныхъ, въ самое лоно церкви, куда они вносили виолн чуждыя ей воззр нія и порядки. <...> Всеобщее стремленіе къ насл дственности должностей и леновъ сказалось и въ церковной области 1): за частую, отъ отца къ сыну переходилъ и санъ настоятеля и имущество той или другой церкви 2 ); н которые изъ современниковъ утверждали даже, что благодать священства передается но насл дству и сынъ священнослулсителя не нуждается въ новомъ иосвященіи 3 ) . <...> Безконечныя тяжбы, праздность, пустословіе превращали священнослужителей въ „скомороховъ и пустомель" 8 ). <...> Роскошь, развратъ 9 ), нев жество царили въ сред высшихъ церковнослужителей и только бритая борода, по выражені <...>
...Петр_Дамиани,_борец_за_церковно-общественные_преобразования_XI_века.pdf
»•». й. И. ЛЕНИНА :; Петръ Дамшеи и церковно-обществееныя преобразованш ХІ-го в ка. (Пробная лекція, прочитанная ю ноября i894-£253i t І,Ш * A il l u ?1 •:JL. Вязиггінь. ' Въ иротивоположность античному міру, главаымъ средоточіемъ среднев коной жизни является не государство, а церковь. ІІодъ ея могучимъ возд йствіемъ сложилась величавая среднев ковая культура, глубоко проникнутая религіозными в роваеіями, выработалось міросозе})цаніе, им вшее своей зав тной д лью—построить общественные и житейскія отношенія на своеобразно ионимаемихъ словахъ Спасителя. Весь христіанскій міръ представлялся тогда единымъ ц лымъ, руководимымъ напой и имнераторомъ. Ихъ совм стная д ятельность должна была водворить между людьми то, что современные памятники называютъ civitas Dei in terra, т. е. царство Бога на земл . Таковъ былъ идеалъ, въ существенныхъ чертахъ сложившійся уже къ XI в ку. Какова же была д йствительность? На д л , феодально-языческій міръ широкой волной вторгся въ еамыя н дра церкви и это вторженіе вытекало, отчасти, изъ глубокаго нротивор чія, лежавшаго въ основ среднев кового міровоззр нія. Благодаря всеобщимъ заботамъ о сиасеніи души, благодаря льготамъ, щедрымъ вкладамъ и дареніямъ, открывавшимъ для в рующихъ двери небесъ 1 ). церковь оказалась обладательницею крупной земельной собственности, этой основы феодально-общественныхъ отношеній. Еии<ІКОГІЫ и аббаты получили права феодальныхъ князей. „Нам стпикъ Бога на земл " — папа сд лался и св тскимъ влад телемъ. Мірскія богатства и власть привели духовенство къ мірскому образу жизни: съ имуществами на церковь и ея служителей переходили и обяl ) „Da terrain, tolle caelum" Lib. VII As 14 p. 453. Op. 9 с 6 p. 219. А. Вяаигинъ.
Стр.1
занпости, лежавшія тогда на поземельныхъ сопстн нпикахъ; св тскіе владыки сохраняли нерховныя права на церковныя земли и удерживали за собой назначеніе епискоиовъ и аббатовъ; ихъ саны, связанные сь значительными средствами и вліяніемъ, служили сильн йшей приманкой для честолюбдевъ, желавшихъ обезнечить себя и близішхъ угожденіемъ сильнымъ міра. Все это усиливало нриливъ людей, совершенно ненодготовлепныхъ, въ самое лоно церкви, куда они вносили виолн чуждыя ей воззр нія и порядки. Всеобщее стремленіе къ насл дственности должностей и леновъ сказалось и въ церковной области 1 ): зачастую, отъ отца къ сыну переходилъ и санъ настоятеля и имущество той или другой церкви 2 ); н которые изъ современниковъ утверждали даже, что благодать священства передается но насл дству и сынъ священнослулсителя не нуждается въ новомъ иосвященіи 3 ). Подобная точка шанный оружіемъ 5 зр нія на таинство указывала уже на крайнее см шеніе понятій. Да и по вн шности и образу жизни закованный въ броню4 ) и драгоц нностями 6 ), ув - ) епископъ и аббатъ походилъ на герцога и барона: подобно имъ онъ предавался иопоййамъ, игр , охот , развлекался наб гами на сос дей и мелкой войной; во время походовъ выступалъ во глав вооруженныхъ отрядовъ и нер дко обагрялъ свои руки кровью 7 ). Самъ пава Іевъ ІХ-й ходилъ войною ), нев жество царили въ сред высшихъ церковнослужителей и только бритая борода, по выраженію современника 10 отъ мірянъ. Встр чались даже женатые епископы 11 ) Watt. I, p. So. Petri Damiani Liber IV, А". 8 р. ПО R. Р. В. Л* 4279. j Leonis Casinensis Lib. II с. 76 p. 681 и Lib. II с. 29 p. 646. Bonithonis, Lib. Y 3I p. 648 Migne T. 136 p. 924. N. A. p. 445. ) cp. Op. 26 с 3 p. 502. J Bertholdi Chronicon p. 301. l 2 4 5 e 7 ) Epistola Fulberti Carmtensis episcopi p. 130—131. ) Lamberti p. 170. Petri Datnianl op. XXXI.c. 6 p. 548—550 j Herimanni Contracti p. 132. Petri Damiani Op. XX. c. 2 p. 444. Annales Altahenses p. 810. Arnulfi. Lib. Ill с 8 p. 18. Benzonis Lib. IV prol. p. 634. Lib. I Я 15 p, 227—8. Lib. IV № 9 p. 314. Epistola Michaelis Cerul. ad Petrum patriarch Antioch. p. 793. Mighe T, 120. 8 9 ecclesiastica Lib. I p. 372. Lanfranci ep. II ad Aiexandrum H p. SOI.-Ep. Col. Aii 16 p. 541—542. } Petri Damiani E^ist Lib. I Я .15, p. 227. Cp. Op, 26 с 1 p. 499. ") Таковъ былъ Вида A. Bonithonis Lib. VI p. 639.-Ordericus Vitalis Historia i0 ) Petri Damiani Lib. I, № 15 p. 227. ) Bertholdi p. 302. Herimanni Contracti p. 129. на нормановъ. Безконечныя тяжбы, праздность, пустословіе превращали священнослужителей въ „скомороховъ и пустомель" 8 вратъ 9 ). Роскошь, разJ, отличала ихъ ); забота о нотом
Стр.2
ств и семь у нихъ стояла на иервомъ план . Одинъ и:>ъ иапъ (Бенедиктъ IX) задумалъ жениться 1 ), неслагая сана, быть можетъ съ ц лыо сд лать и папство насл дственнымъ в'ь своей семь , такъ какъ оно уже считалось собственностью его рода 2 ). Мало по малу высшія духовныя мкта превратились въ заманчивую добычу для любителей хорошо воспользоваться благами жизни. Веселое и безпечальпое житье, окруженное богатствомъ и иочетомъ, привлекало меогихъ искателей, и св тскіе и духовные влад тели стали од лять церковными санами, и должностями, сообразуясь съ деньгами, предлагаемыми лицами, домогающимися получить священство, ради выгодъ, съ нимъ связанныхъ. Открылась небывалая торговля: епископы покупали у влад телей 3 церкви 5 ) или у горожанъ 4 ) свое енископство, священники свои ); брали и за посвященіе и за позволеніе посвятить въ духовную должность, „Всесд лалось продажнымъ въцеркви, какъ рыночный товаръ, какъ вьючный скотъ"е> ная такса, отъ которой не могли отступить ищущіе 7 разр шался своего рода аукціономъ 8 какъ бы съ молотка свою тіару 9 ). Въ н которыхъм стахъ устанавливается постоян); въ другихъ споръ ), удержавъ за собой доходы съ Англіи 10 ), и папа Бенедиктъ IX продалъ ). Симонія перестала даже считаться запретной, и многіе удивлялись 11 ), когда имъ раскрывали ея тяжкую гр ховность. Трудно было найти между духовенствомъ не симониста, или не иосвященнаго симонистомъ 12 ^) Bonithonis Liber ad amicum Lib. V p. G2fi. 2 3 ) Bonithonis Liber ad. amicum Lib. V p. 626 „hereditario jure". ) Donizonis Lib. I, с 16 v. ПОЗ p. 373. Lib. II с I. v. 1G2 ел. p. 383. Vita ) Kod. gl. Lib. V с 5. p. 71—72. Desiderius. Lib. Ill prol. Miracula S. Benedicti. Chron. • Casin. Lib. II с 77 p. 682. Annales Romani p. 468. Bonithonis Lib. S. Benedicti с 2 p. 198 с S p. 202. 4 V p. 629. 5 G ) Chronicon Vult. p. 514.— Petri Damiani Lib. VII & 2 p. 241. ) Eodolfi glabri. Hist. Lib. V с 5 p. 71—72. Cp. Hugonis chronicon. Lib. II с 30 p. 403. Lib. II с 6 p. 655. Donizonis Lib. I с 16 p. 373. Vita Anselmi с 13 p. 17. Miracul. s. Benedicti. prol. Widonis Ferrariensis Lib. I с 2 p. 155. Anselmi Lucensis p. 440; 454. Brunonis segniensis 347. Damiani Lib. IV .M» 9 p. 314 Lib. gi\ с. 36 p. 137 op. VI c. 27 p. 125 с 35 p. 136 Arnulfi Lib. Ill с 14 p. 21. Vita s. Romualdi с 35 p. 401. 7 № 8 p. 110. Catalogus p. 93. Bennonis Lib. II p. 12. 8 Altahenses, p. 822—23. 9 10 11 ) Bruno Segniensis, p. 347. Miracula S. Benedicti Lib. Il l prol.—Petri Damiani Ep. Lib. I ЛИ 2 p. 206. Liber gratissimus с'35.p. 150. 12 ) Petri Damiani. Op. V. p. 95 cp. Damiani op. VI c. 29 p. 628. Ep. Lib. IV ) Lamberti, p. 183—186; Bertholdi, p. 275; Mariani Scotti, p. 560.— Annales ) Bonitlionis Liber ad Amicum. Lib. V. p. 626. ) Otton. Frets. Chronicon. Lib. VI с 32 p. 244. ) Vita s. Romualdi с 35. p. 460. Op. VI с 27 p. 140. ); зло
Стр.3