«Оптимизация конструктивного исполнения зоны » УДК 621 (1Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт», Кафедра динамики и прочности машин им. <...> В.В. Болотина, e-mail: Shipkov@mpei,ru; 2ОАО ОКБ «ГИДРОПРЕСС») ОПТИМИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ЗОНЫ СОЕДИНЕНИЯ КОЛЛЕКТОР–КОРПУС ПАРОГЕНЕРАТОРА РЕАКТОРНОЙ УСТАНОВКИ (РУ) С ВОДО-ВОДЯНЫМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ РЕАКТОРОМ (ВВЭР) Объектом исследования является напряженно-деформированное состояние зоны соединения коллектор–корпус парогенераторов ПГВ-1000 и ПГВ-1000М в эксплуатационных режимах. <...> Цель работы: определение основных факторов, приводящих к возникновению повреждений зоны сварного соединения коллектор–корпус парогенератора и обоснование преимуществ конструктивного исполнения новых моделей ПГ. <...> Исследование проводилось с использованием программного комплекса ANSYS 12.1. <...> В применении результатов работы могут быть заинтересованы профильные организации, занимающиеся расчетами прочности оборудования реакторных установок и парогенераторного оборудования в частности. <...> Ключевые слова: атомная электростанция; водо-водяной энергетический реактор; зона соединения коллектор– корпус; карман коллектора; коллектор первого контура; конечно-элементная модель; осевые напряжения; парогенератор; сварной шов № 111; эксплуатационный режим. <...> The research was held using of the software package ANSYS 12.1. <...> Парогенераторы ПГВ-1000 и ПГВ-1000М представляют собой однокорпусные теплообменные аппараты горизонтального типа с погруженной поверхностью теплообмена. <...> Сварные швы № 111 служат для соединения коллекторов первого контура (входного и выходного) с патрубками Ду1200 на корпусе парогенераторов ПГВ-1000 и ПГВ-1000М. <...> Между патрубком Ду1200 (со стороны корня сварного шва) и корпусом коллектора имеется пространство – «карман». <...> В процессе эксплуатации парогенератора в «кармане» скапливаются коррозионно-активные отложения, для их удаления при помощи смывных устройств организуется <...>