Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Современные проблемы преподавания музыкально - теоретических дисциплин в системе школа – колледж – вуз: сборник научно - методических статей. Вып. 5 (220,00 руб.)

0   0
АвторыИванова Любовь Александровна
ИздательствоЮУрГИИ им.П.И.Чайковского
Страниц103
ID597690
АннотацияПеред вами – пятый выпуск сборника «Современные проблемы преподавания музыкально-теоретических дисциплин в системе “школа – колледж – вуз”», ставшего «дискуссионной площадкой» для обсуждения ключевых вопросов музыкальной педагогики. Тематика сборника отличается разнообразием и актуальностью. В него вошли статьи, освещающие проблемы методологии, теории и практики музыкального образования.
ISBN978-5-94934-064-6
Современные проблемы преподавания музыкально - теоретических дисциплин в системе школа – колледж – вуз: сборник научно - методических статей. Вып. 5 / Л.А. Иванова .— Челябинск : ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского, 2016 .— 103 с. — ISBN 978-5-94934-064-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/597690 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств им. <...> П.И. Чайковского» Кафедра истории, теории музыки и композиции СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ Сборник научно-методических статей Выпуск 5 Челябинск 2016 УДК 781(075.8) ББК Щ310.5 С56 Современные проблемы преподавания музыкальнотеоретических дисциплин в системе школа – колледж – вуз: сб. науч.-метод. ст. / сост. <...> ISBN 978-5-94934-064-6 Редактор и составитель: Л.А. Иванова, преподаватель кафедры истории, теории музыки и композиции ЮУрГИИ им. <...> Ищенко, преподаватель кафедры истории, теории музыки и композиции ЮУрГИИ им. <...> П.И.Чайковского ISBN 978-5-94934-064-6 © ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. <...> «Гармония Грига как характерное явление звуковысотной организации композиторов-романтиков» внимание заострено на проявлении своеобразия гармонического языка норвежского композитора, проявляющегося в синтезе национальной самобытности и закономерностей мажоро-минорной системы романтиков. <...> «Звуковысотная организация современной музыки в слуховом анализе» предпринята попытка обобщить закономерности формирования навыков освоения звуковысотных и вре4 менных компонентов музыки XX–XXI веков в вузовском курсе сольфеджио. <...> «Игровые метроритмические приемы в музыке Моцарта (на примере инструментальных сочинений)» определяется роль игровой логики мышления В.А. Моцарта, ставшей способом творческого самовыражения художника. <...> В работе Музюкиной Е.И. актуализируется тема разработки методов преодоления трудностей при чтении с листа на уроках сольфеджио, основанных на психофизических особенностях музыканта. <...> «Взаимосвязь ритмики с предметами музыкально-теоретического цикла – основной принцип построения курса в детской музыкальной школе» определяется статус предмета «Ритмика», его направленность на формирование <...>
Современные___проблемы___преподавания___музыкально_-_теоретических__дисциплин__в__системе__школа__–_колледж_–_вуз__сборник___научно_-_методических__статей._Вып._5_.pdf
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского» Кафедра истории, теории музыки и композиции СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ Сборник научно-методических статей Выпуск 5 Челябинск 2016
Стр.1
УДК 781(075.8) ББК Щ310.5 С56 Современные проблемы преподавания музыкальнотеоретических дисциплин в системе школа – колледж – вуз: сб. науч.-метод. ст. / сост. Л.А. Иванова. – Челябинск: ЮУрГИИ, 2016. – Вып. 5. – 103 с. ISBN 978-5-94934-064-6 Редактор и составитель: Л.А. Иванова, преподаватель кафедры истории, теории музыки и композиции ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского Редакционная коллегия: Н.В. Растворова, кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной работе и международному сотрудничеству ЮжноУральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат педагогических наук М.Ю. Краснопольская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры этнокультурного образования ЧГИК Е.Б. Ищенко, преподаватель кафедры истории, теории музыки и композиции ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского Печатается по решению Редакционно-издательского совета ЮУрГИИ им. П.И.Чайковского ISBN 978-5-94934-064-6 © ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского» 2
Стр.2
От составителя Стремительные изменения, происходящие сегодня в российском образовании, стали импульсом для его модернизации и перехода к инновационному развитию. Становление образовательной парадигмы ориентировано на репродуктивный характер, то есть на трансляцию профессиональных знаний, умений и навыков от преподавателя к ученику. Необходимыми для успешной трудовой деятельности в современных условиях социокультурными характеристиками и личностнопсихологическими свойствами исследователи считают способность к творчеству, потенциальные возможности всестороннего развития, общую культуру, навыки самоорганизации и мотивацию. Не случайно в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута необходимость его ориентации не только на усвоение учащимся определенной суммы знаний, формирование духовности и культуры, но и на развитие личности. Главная цель образования, музыкального в том числе, – стимулировать познавательную деятельность обучающегося, уводя его от стандартов мышления. Обществу сегодня необходим человек, способный решать проблемы творчески. Главная целевая установка образования в современных условиях – формирование качественно нового субъекта педагогической деятельности, обладающего исследовательским подходом к профессиональной деятельности, владеющего новыми технологиями труда, видением проблем своей деятельности в широком контексте мировоззренческого, гуманитарного и методологического знания. В связи с этим значительно повышается роль педагога. Труд преподавателя – это особенный подвижнический труд. И хотя эти слова кому-то могут показаться банальными, но это абсолютная правда. Каждый раз, когда преподаватель заходит в класс, он совершает маленькое чудо, так как ему предстоит вдохновить ученика к познанию. Ему приходится творить, дерзать, совершать открытия, учить и учиться у своих учеников, гореть самому и помогать зажигать новые звезды. В преподавании, как в сказке о поисках счастья: важна не только цель, но и сам путь. XXI век задает высокую планку музыкальному образованию. Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям учащихся – вот современные условия образователь3
Стр.3
ного процесса. Многие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа. Требуется грамотно использовать сочетание различных видов информации в ходе учебного процесса. Современная музыкальная наука уделяет большое внимание изучению содержания музыки и приемов его воплощения. Однако, несмотря на фундаментальные исследования этих проблем, они продолжают оставаться актуальными, привлекая внимание музыковедов возможностью углубленного постижения их различных граней. Перед вами – пятый выпуск сборника «Современные проблемы преподавания музыкально-теоретических дисциплин в системе “школа – колледж – вуз”», ставшего «дискуссионной площадкой» для обсуждения ключевых вопросов музыкальной педагогики. Тематика сборника отличается разнообразием и актуальностью. В него вошли статьи, освещающие проблемы методологии, теории и практики музыкального образования. Подобный тематический спектр отражает приоритеты молодого поколения музыковедов и, вместе с тем, демонстрирует преемственность тенденций, определяющих основные направления исследовательской и научно-методической деятельности преподавателей Уральского региона. В статье Растворовой Н.В. «Гармония Грига как характерное явление звуковысотной организации композиторов-романтиков» внимание заострено на проявлении своеобразия гармонического языка норвежского композитора, проявляющегося в синтезе национальной самобытности и закономерностей мажоро-минорной системы романтиков. В работе Ивановой О.Ю., Тельновой Н.А. «К проблеме изучения свободных и смешанных форм романтиков» рассматриваются вопросы процессуально-динамического понимания формы, классификации свободных и смешанных форм по характеру их драматургического функционирования в произведениях композиторов XIX столетия. В исследовании Секретовой Л.А. «Звуковысотная организация современной музыки в слуховом анализе» предпринята попытка обобщить закономерности формирования навыков освоения звуковысотных и вре4
Стр.4
менных компонентов музыки XX–XXI веков в вузовском курсе сольфеджио. В Статье Ивановой О.Ю. «Игровые метроритмические приемы в музыке Моцарта (на примере инструментальных сочинений)» определяется роль игровой логики мышления В.А. Моцарта, ставшей способом творческого самовыражения художника. В работе Музюкиной Е.И. актуализируется тема разработки методов преодоления трудностей при чтении с листа на уроках сольфеджио, основанных на психофизических особенностях музыканта. В статье Ивановой Т.П. «Взаимосвязь ритмики с предметами музыкально-теоретического цикла – основной принцип построения курса в детской музыкальной школе» определяется статус предмета «Ритмика», его направленность на формирование гармонично развитой личности, способной к самостоятельному восприятию и выражению музыкальнохудожественных образов посредством движения. Статья Шевченко Е.В. «Творчество как один из важнейших компонентов работы на уроках сольфеджио в детских музыкальных школах и школах искусств» посвящена вопросу совершенствования музыкального образования, связанного с необходимостью целенаправленного воспитания и развития творческого потенциала детей в процессе обучения в ДМШ и ДШИ. В работе Пугачевой М.А. «О претворении идей музыкотерапии в процессе творческого развития детей» выявляются механизмы позитивного использования компьютерных технологий для эффективного развития творческого мышления учащихся. Статья Воробьевой О.А. «Полистилистика в творчестве Альфреда Шнитке на примере Concerto grosso №1» направлена на осмысление идейно-образного содержания произведения, выявление особенностей художественного замысла композитора и жанрово-стилевой модели сочинения. В работе Мериновой Т.А., Ивановой Л.А. «Роль хора в драматургии русской исторической оперы I половины XIX века» на основе историко-типологического подхода к феномену жанра авторы определяют значение хоровых сцен в драматургической структуре опер. 5
Стр.5
Очерк Ивановой Л.А. «Л.В. Разумкова: штрихи к портрету» посвящена профессиональной судьбе одного из ведущих преподавателей ЮУрГИИ им. П.И.Чайковского. Данный сборник имеет широкую практическую направленность. Его материалы могут быть использованы в педагогической практике ДМШ, ДШИ, музыкального колледжа (например, в курсах «Элементарная теория музыки», «Сольфеджио», «Анализ музыкальных произведений», «Музыкальная литература»), а также могут быть востребованы в вузовских курсах истории музыки, гармонии, сольфеджио. Л.А. Иванова, преподаватель ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского 6
Стр.6