Автор 158 научных публикаций, в т. ч. двух монографий и двух учебных пособий* «ТЕОЛОГИЯ ТЮРЬМЫ» В ПРОПОВЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АМЕРИКАНСКИХ ТЮРЕМНЫХ КАПЕЛЛАНОВ В НАЧАЛЕ XIX века В статье рассматривается влияние теологических взглядов представителей американских протестантских конфессий на формирование «тюремной религии» – комплекса религиозных воззрений и практик, базирующихся на соответствующих принципах принятия заточения как испытания, характерных для лиц, находящихся в заключении. <...> Особенностью американских тюремных реформ являлась прямая зависимость теоретико-методологических основ прогрессивных систем исправления наказанием от религиозных принципов той группы протестантов, которая инициировала и финансировала в своем штате первые пенитенциарии (исправительные тюремные учреждения). <...> Исторически первую «теологию тюрьмы» – концепцию религиозного обоснования тюремного заточения – предложили адепты «Религиозного общества друзей» (квакеры). <...> Религиозные принципы квакеров, в первую очередь «истина внутреннего света», воплотились в модели одиночного тюремного заключения, главным атрибутом которого стала Библия. <...> По убеждению квакеров, углубленное чтение Священного Писания должно привести к глубокой рефлексии и направить заблудшую душу на путь истинный. <...> Заточение рассматривалось как результат воли Господа, который, поместив преступника в изоляцию, пожелал заставить его искать «внутренний свет», или «частицу Бога», в себе. <...> Исход такой теологии – надежда на то, что Бог позволит «вырваться» из тюрьмы измененной личностью. <...> Альтернативную квакерскому подходу «теологию тюрьмы» предложили последователи различных направлений американского кальвинизма. <...> В рамках данной богословской концепции получила дальнейшее развитие кальвинистская доктрина о правомерности участия государственной власти в «реализации» божественной справедливости. <...> Ключевые слова: американские протестантские <...>