В этом номере мы открываем новую для нашего журнала тему – литературные премии. <...> А.И. Герцена, г. Санкт−Петербург Сегодня многие библиотекари воспринимают премии не только как важную часть литературного процесса, но и как навигаторы по современной литературе, ориентиры для комплектования. <...> Кроме того, часто тексты, вошедшие в лонг- или шорт-листы, доступны для чтения в Интернете. <...> М.А. Черняк пишет: Сайты литературных премий могут вдумчивому читателю дать прекрасную возможность открыть для себя новые имена в литературе, найти «свою» книгу. <...> Причем интересно наблюдать не только за тем, кто стал лауреатом в тот или иной год. <...> Представляется более репрезентативным и концепту− ально значимым сравнение шорт−листов, коротких списков премий. <...> Именно пересечения, выдвижение одного текста разными по эстетичес− ким, идеологическим, экономическим и др. параметрам жюри и станут сигналами для читателя: эту книгу пропустить нельзя. <...> Такой прием работы с сайтами литературных премий представляется очень перспек− тивным для выстраивания маршрута чтения современной литературы. <...> Авторы рубрики представляют полифонию мнений современных писа− телей о литературных премиях, и читатели слышат живой голос литера− турной жизни. <...> 34 Барометр современного литературного процесса: к вопросу о маршрутах чтения «Ясная Поляна», «Дебют», «Просветитель», «Белла», «Радуга», «Рукопись года», «Перевод года», масса именных премий («Пушкинская», «Бунин ская», «Платоновская», «Беляевская» и т.д.) – назва ния российских литературных премий XXI века можно, как бусинки, нанизывать на живую нитку современного литературного процесса. <...> Столь большое количество премий (а их в России око ло 200) предельно точно отражает полифонич ность, многообразие, пестроту, дискуссионность современной литературы, никак не укладываю щейся в одно русло. <...> В поисках ответа на вопрос о навигации в современной литературе авторы краткого спра вочника <...>