ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА (ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ) PERSONAL-PROFESSIONAL HUMAN DEVELOPMENT (AGE ASPECTS) УДК 159.9.072.43 РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО ИНФАНТИЛИЗМА В РАЗВИТИИ И ПРЕОДОЛЕНИИ КРИЗИСА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ Москаленко Ольга Валентиновна — профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности ИОН РАНХиГС при Президенте РФ; профессор кафедры педагогики и психологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; пр. <...> Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: moskalenkoolga@mail.ru Инфантилизм студентов приобретает новый смысл и новые формы проявления на выпускных курсах бакалавриата, специалитета и магистратуры. <...> Проявление этого феномена отягощается психологически ситуацией поиска места работы практически всеми выпускниками, преобладанием этой темы в их межличностном и виртуальном общении — как с однокурсниками и преподавателями, так и с родителями, близкими и другими людьми [2; 3; 5]. <...> Применены следующие методы: сравнительный лонгитюдный анализ выпускников российских государственных и негосударственных вузов; включённое наблюдение за ними; контент-анализ студенческих учебных и научных работ, выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций, опросы и анкетирование преподавателей и выпускников вузов. <...> Теоретический анализ позволил предположить, обосновать и доказать эмпирически, что при поиске будущего места работы студенты выпускных курсов бакалавриата, специалитета и магистратуры переживают «кризис ответственности выпускника вуза», на который оказывает определённое влияние уровень «студенческого инфантилизма». <...> В ходе теоретического анализа и эмпирического исследования разработана классификация выпускников, в основе которой лежит опыта поиска ими будущего места профессиональной деятельности — опытные, неопытные, несамостоятельные. <...> В каждой группе рассмотрен сценарий развития кризиса ответственности, выявлены эволюционная и корреляционная <...>