Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637390)
Контекстум
Электро-2024

Несколько слов об отношении гражданскаго римскаго права к новым и к русскому, и гражданскаго права к праву оборотов к торговому (60,00 руб.)

0   0
Первый авторЛешков Василий Николаевич
Издательство[б. и.]
Страниц12
ID58321
Лешков, В.Н. Несколько слов об отношении гражданскаго римскаго права к новым и к русскому, и гражданскаго права к праву оборотов к торговому : (читано в годичном заседании Юридическаго общества 21 февраля 1872 года) / [В. Лешков]; В.Н. Лешков .— : [б. и.], 1873 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/58321 (дата обращения: 03.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

(Читано въ годичномъ з а с даніи Юридическаго Общества 21 февраля 1872 года. <...> ) Право составляетъ собого предыетъ изсл дованія для философіи, для школы и для практики. <...> Оно-то составляетъ искомую задачу для школы, п оно-то должно входить въ жизнь, посредствомъ практики, Саыый отвлеченный принципъ долженъ практикою воплотиться въ самомъ обыденноыъ случа , и въ этомъ заключается все достоинство и вся святость суда, и въ этомъ проявляется вся ііазуыная обязательность закона. <...> Римляне расіпиряли понятіе своей собственноста, пли лучше domimii, господства на рабовъ, а частію на членовъ семьи, подобно тому, каііъ въ западной Европ средиев ковые государи и влад тельные князья расшпряли понятіе своей собствениости н вотчпнвости на свое государство и ішяжестио.—тамъ и зд сь въ протпвность разуиному значеиію права собствонпости, могущеыу им ть прим непіе только къ ішуществамъ, а не къ лпцамъ, не къ людямъ. ве къ паселепіямъ, или народамъ^^^лРимское dominiumj было ч мъ-то въ род государственной, верховной власти patris 1 familiae надъ домоыъ н хозяйствомъ, надъ семьей и рабаыи, \ — 4 — равно какъ иадъ д йствіями пс хъ этихъ лицъ и существі^, п ыадъ ВС МРІ результатами ихъ д ятельности а потому надъ вещами. <...> Обычнымъ возраженіемъ противъ подобнаго порядка вещей служитъ указаніе на ст спеніе лица и лицъ въ поземельной сопственности п въ ея распоряженіи, по началамъ современнаго гражданскаго права, no прп этомъ забываютъ псторическую аксіому, по которой свобода лицъ покупается ст сиеніемъ поземельнаго права. Ііряпомипте <...>
Несколько_слов_об_отношении_гражданскаго_римскаго_права_к_новым_и_к_русскому,_и_гражданскаго_права_к_праву_оборотов_к_торговому.pdf
S) 30 й # ^5 ] ^ І^ ; '• СС^і*55 ", 5Г4
Стр.1
V , 2007041072 Н СКОЛЬКО словъ объ отношежіи граждажскаго римсБаго права ісь новымъ ж къ русскому, и граисданскаго права жъ праву оборотовъ къ торговому. (Читано въ годичномъ зас даніи Юридическаго Общества 21 февраля 1872 года.) Право составляетъ собого предыетъ изсл дованія для философіи, для школы и для практики. Въ каждомъ изъ этихъ положеній, понятіе и значеніе права нзм няются, являясь то въ форм отвлечепныхъ началъ, въ вид изв стныхъ обязатель ныхъ положеній. Но конечно, философское, или научное олред леніе права есть самое главное, само важное. Оно-то составляетъ искомую задачу для школы, п оно-то должно входить въ жизнь, посредствомъ практики, Саыый отвлеченный принципъ долженъ практикою воплотиться въ самомъ обыденноыъ случа , и въ этомъ заключается все достоинство и вся святость суда, и въ этомъ проявляется вся ііазуыная обязательность закона. Такъ повішуется челов къ только требованіямъ разума. Право должно подлежать и подлежитъ изученію и д йствіго пауки и школы, съ т мъ различіемъ, что наука установляетъ разумныя начала права и составляетъ изъ этихъ началъ системы, а школа совершаетъ процессъ, которымъ эти начала и системы становятся доступными для желающпхъ изучить данную систему права. Однимъ изъ средствъ для достиженія пскомон задачи служитъ изученіе, сопоставленіе, сравненів разнообразныхъ положеній права у разныхъ иародовъ, для уясненія всей разумности ііризнавнаго наукою начала. Понятно іюэтоліу, что въ школ
Стр.2
начинаютъ съ рныскаго врава, какъ перваго по вреыени и по вліянію; но также понятпо, что въ школ нельзя ограничиваті.ся рммскимъ правомъ, а должно стяраться о введенін въ кругъ сравниваемыхъ и сопоставляемыхъ системъ возможно большаго числа законодательствъ. He мыслимо, чтсбы пріі указаннрмъ сравиенІЕг, не были открытьт и зам чепы какъ точка соприкосновенія, тождества п сходства между разными системами, такъ и точкп различенія, оттолкиовенія, разногласія между ними. Въ указаніи этихъ точекъ сближевія и различія, да въ объясненіи сходства и несходства состоитъ, по моеыу ын нію, самый важный пріемъ школы и изученія, для уясненія всякаго права. He буду вд сь говорить объ исключительной важности того другаго права, а займусь указаніемъ общепзв стныхъ точекъ соіфикосновенія и различія, еуществующихъ между правомъ рпыскимъ и русскиыъ, иди вообще ново-европейскимъ, съ одной стороны, и между правомъ гражданскиыъ и правомъ торговымъ, пли правомъ оборотовъ, съ другой. 1, Прежде всего зам тимъ, что тутъ не можетъ быть р чи объ отношевіи всей системы римсісаго права ко всей области права русскаго, или современнаго европейскаго. Бсякому нзв стио, что н тъ ничего общаго ви между государствеынымъ вравомъ Риыа и пастоящей Евровы, ни между уголовиыыъ римскиыъ и уголоввыыъ европейскішъ правомъ. Д ло ндетъ исключительно о граждавскомъ, объ имущественномъ прав Рима, Европы, Россіи. Іражданское право у вс хъ народовъ, какъ учитъ нсторія, им етъ свойство созидаться только жизнію, или какъ выражается наука, волею и свободою; сл довательно казуистично, по м р потребностей времени, м ста, варода, жизни. Такъ было въ Рим , такъ было въ Россіи, такъ въ Европ и ыовсюду. і Съ развитіемъ жнзни расширяются явленія, событія, факты жпзни, а зат ыъ изы няются нормы права, опред ляющія эти <},іакты жнзни,—нормы, сначала напр. строго квиритскаго права, а зат мъ ум ревныя правомъ преторскимъ до jus gentium. Такъ никакой народъ ве можетъ в чно и постоявно держаться въ областп гражданскаго права разъ давныхъ нормъ не только пноземвыхъ, но и своихъ собственныхъ, тюдобно тому, какъ рщскій не в чно держался началъ свопхъ XII таблицъ, или
Стр.3