Иван Игнатьев
ЭГОФУТУРИЗМ
(отрывок)
Оригинал здесь: "Серебряного века силуэт..."
Шествуя по лестнице Культуры, человек старался вытравить в себе все ему присущее, Природное.
Взамен того, чтобы идти навстречу Богу, он шел от Него в противоположную сторону.
Он не развивал своего "Я", своего Лица, своего Индивидуала, он стремился старательно
"подчищать" эластичною резиночкой все признаки малейшего "Ego, Эгоизма". И этому не виделось
помехи и этому помехой не считалось то, что результат подчисток был всегда один -- дыра.
Человек, проповедуя альтруизм, не видел, не желал видеть, что корни альтруизма растут из
эгоизма.
"Сознательный эгоизм почти равен альтруизму: он не ищет борьбы: инстинктивный эгоизм
вызывает и ведет борьбу, и, только благодаря эгоизму других, может быть ограничен в своих желаниях.
Все эгоистичны, но не все одинаково понимают это, и, в большинстве случаев, эгоизм
разыгрывается на началах как бы альтруистических за общие желания и интересы, но это только кажется,
сущность же борьбы в эгоизме личностей, а все идеи, сопутствующие ей, служат ее подспорьем и
поддержкой личного эгоизма человека.
Принимая в расчет и уважая чуждые нам эгоизмы, мы более служим альтруистическим идеям, чем
эгоистично проповедуя альтруизм, которого в действительности нет.
Только, так сказать, от трения эгоизмов друг об друга создается нечто похожее на альтруизм" [К.
М. Фофанов. Оранжевая Урна. Изд-во: Петербургский глашатай, 1912, с. 4.].
Закон Природы сам по себе таков, что "Я" не может быть эгоистично в отношении к самому себе,
и как бы альтруистичен не был данный индивид, -- его конечный альтруизм покоится на эгоизме...
Чем дальше глубь веков, тем сильнее и прочнее вытравление личности, Природы.
Ее исконный враг -- Культура. Это смертоносный яд для "Я".
Противоядие яду, сражающему Нетленное, осознано давно и разносторонне.
Мы знаем Будду Гаутама, Жан Жака Руссо, Фридриха Ницше, Александра Ивановича Герцена,
Максима Горького, Генрика Ибсена, Евгения Соловьева (Андреевича)1, Иоганна Готлиба Фихте2...
Возможность достижения человеком божественности.
Сверхчеловек.
"Я" и "не-я".
Самостоятельность Личности.
Презрение условностями и освобождение от цепей общественности...
Герцен "боялся всякого подчинения", возводя на пьедестал анархию, в смысле признания высшей,
верховной санкции за самим человеком, за его "Я".
Он требовал "отделения человека от официальной жизни своего народа, признания за личностью
ее религиозной, нравственной и даже политической "автономии"".
На то, что "идея освобождения личности дошла до анархии и атеизма", указывал еще Евгений
Соловьев.
Тот же Евгений Соловьев приходит к идеологии силы, делая, в виде компенсации, оговорку: ...
"силы, поддержанной и основанной непременно трудом".
Идеология силы переходит в формулу: "только сила кристаллизуется в право, а не бессилие".
"Каждое право должно быть заработано: не заработанное право миф, мечта, прекраснодушие".
Соловьевский индивидуализм почерпнут из чаши Горького.
Этот индивидуализм ширился, сближаясь с общественной идеологией, пришедшей от эгового
индивидуализма к индивидуализму коллектива, индивидуализму классовому, -- индивидуальному
самосознанию Пролетариата.
С точки зрения борьбы интересов развития Личности исходят отношения Евгения Соловьева к Ж.
Ж. Руссо и Толстому.
Борьба за свободу и самостоятельность своего "Ego" у Руссо и у Толстого неразрывна от борьбы
против разврата Культуры, Культуры вообще.
"Разврат это ложь. Развратно все, что лживо, все, что не отвечает истинным потребностям и
Стр.1