Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Научно-методические основы лечебной гимнастики при плоскостопии у детей : монография (190,00 руб.)

0   0
Первый авторЛукъяненко В. П.
АвторыЕгорова С. А., Петрякова В. Г.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц118
ID578799
АннотацияМонография посвящена теоретическому обоснованию и экспериментальному апробированию методики формирования сводов стоп у дошкольников средствами физической культуры. Оригинальность методики состоит в том, что она основана на воздействии редрессирующих упражнений на миотонические очаги, направлена на «блокирование» и устранение патологической импульсации с последующим формированием нормального тонуса мышц нижних конечностей
ISBN978-5-9296-0754-7
УДК615.825.1:796.011.1
ББК53.54:75.0
Лукъяненко, В. П. Научно-методические основы лечебной гимнастики при плоскостопии у детей : монография / С. А. Егорова, В. Г. Петрякова; В. П. Лукъяненко .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 118 с. — ISBN 978-5-9296-0754-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/578799 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В. П. Лукьяненко, С. А. Егорова, В. Г. Петрякова НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ У ДЕТЕЙ МОНОГРАФИЯ Ставрополь 2015 УДК 615.825.1:796.011.1 ББК 53.54:75.0 Л 84 Рецензенты: канд. пед. наук, доцент Н. Н. Грудницкая, д-р мед. наук, главный врач В. С. Кашников (ГБУЗ СК «ГДКБ им. <...> Г. К. Филиппского» г. Ставрополя) Л 84 Лукьяненко В. П., Егорова С. А., Петрякова В. Г. Научно-методические основы лечебной гимнастики при плоскостопии у детей: монография. <...> Оригинальность методики состоит в том, что она основана на воздействии редрессирующих упражнений на миотонические очаги, направлена на «блокирование» и устранение патологической импульсации с последующим формированием нормального тонуса мышц нижних конечностей. <...> УДК 615.825.1:796.011.1 ББК 53.54:75.0 ISBN 978-5-9296-0754-7 © Лукьяненко В. П., Егорова С. А., Петрякова В. Г., 2015 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015 Научно-методические основы лечебной гимнастики при плоскостопии у детей ВВЕДЕНИЕ Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из приоритетных задач нашего государства. <...> . Многочисленные медицинские, социологические, демографические исследования свидетельствуют о том, что только 14–18 % детей дошкольного возраста можно считать практически здоровыми, 50 % имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья и 35 % – хронически больны (Кривицкая Е. И., 2007; Федоровская О. М., 2007). <...> В дошкольном возрасте мышечная система ребенка довольно слабая, а окостенение скелета еще не закончено, опорно-двигательный аппарат легко деформируется. <...> Вместе с тем эти деформации в дошкольном возрасте не являются стойкими и необратимыми. <...> Имеется реальная возможность путем правильного подбора специальных физических упражнений выправить <...>
Научно-методические_основы_лечебной_гимнастики_при_плоскостопии_у_детей_монография.pdf
УДК 615.825.1:796.011.1 ББК 53.54:75.0 Л 84 Рецензенты: канд. пед. наук, доцент Н. Н. Грудницкая, д-р мед. наук, главный врач В. С. Кашников (ГБУЗ СК «ГДКБ им. Г. К. Филиппского» г. Ставрополя) Л 84 Лукьяненко В. П., Егорова С. А., Петрякова В. Г. Научно-методические основы лечебной гимнастики при плоскостопии у детей: монография. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 118 с. ISBN 978-5-9296-0754-7 Монография посвящена теоретическому обоснованию и экспериментальному апробированию методики формирования сводов стоп у дошкольников средствами физической культуры. Оригинальность методики состоит в том, что она основана на воздействии редрессирующих упражнений на миотонические очаги, направлена на «блокирование» и устранение патологической импульсации с последующим формированием нормального тонуса мышц нижних конечностей. УДК 615.825.1:796.011.1 ББК 53.54:75.0 ISBN 978-5-9296-0754-7 © Лукьяненко В. П., Егорова С. А., Петрякова В. Г., 2015 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015
Стр.2
Научно-методические основы лечебной гимнастики при плоскостопии у детей ВВЕДЕНИЕ Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из приоритетных задач нашего государства. От уровня здоровья человека зависит производительность труда, экономика, нравственный климат в обществе и обороноспособность страны. В последние десятилетия отмечаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей (Демидова Е. В., 2004; Фомина Н. А., 2004; Богина Т. Л., 2005; Баиндурашвили А. Г., 2006; Поликарпова О. А., 2007; Карасев Д. Ю., 2010; Грец И. А., 2010 и др.). Многочисленные медицинские, социологические, демографические исследования свидетельствуют о том, что только 14–18 % детей дошкольного возраста можно считать практически здоровыми, 50 % имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья и 35 % – хронически больны (Кривицкая Е. И., 2007; Федоровская О. М., 2007). Большинство болезней закладывается в детском возрасте, поэтому для сохранения здоровья нации необходимо уделять пристальное внимание физическому воспитанию детей и подростков. Очень важно своевременно выявлять детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимого характера, но снижают физическую работоспособность, задерживают развитие организма. Ограничение двигательной активности в детском возрасте вследствие любых причин крайне тяжело сказывается на физическом развитии и состоянии здоровья детей, особенно больных и ослабленных (Смирнов В. М., Дубровский В. И., 2002; Макарова Г. А., 2003; Матвеев А. П., 2004). В дошкольном возрасте мышечная система ребенка довольно слабая, а окостенение скелета еще не закончено, опорно-двигательный аппарат легко деформируется. Вместе с тем эти деформации в дошкольном возрасте не являются стойкими и необратимыми. Имеется реальная возможность путем правильного подбора специальных физических упражнений выправить выявленные отклонения 3
Стр.3
В. П. Лукьяненко, С. А. Егорова, В. Г. Петрякова (Максименко А. М., 2005). Физические упражнения оказывают благотворное влияние на функцию и морфологию всех систем организма и укрепляет опорно-двигательный аппарат (Козырева О. В., 2003; Дубровский В. И., 2004; Епифанов В. А., 2009; Артамонова Л. Л., 2010 и др.). Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые 7 лет (Корнилов Н. В., Грязнухин Э. Г. и др., 2001, Завьялов А. В., 2009). Ряд авторов (Нарскин Г. И., 2002; Филиппова С. О., 2002; Козырева О. В., 2003; Короткова Е. А., 2005; Бондарь Е. М., 2006; Котельников Г. П., Миронов С. П., 2008; Симанова С. Н., Терлецкая Р. Н., 2009) отмечают, что заболевания опорно-двигательного аппарата занимают первое место у детей дошкольного возраста. Одним из комплексных показателей здоровья ребенка является состояние его осанки и сводов стоп (Наумов О. Н., 2002; Пенькова И. В., 2006; Дубайнова Н. В., Бальжирова Е. П., 2009 и др.). По данным ряда авторов (Гисак С. Н., 2002; Каменев Ю. Ф., 2004; Прокопьев Н. Я., 2005; Шапиро К. И., 2005; Мандриков В. Б. с соавт., 2008; Симанова С. Н., Терлецкая Р. Н., 2009; Дубайнова Н. В., Бальжирова Е. П., 2009; Leung А. К. et. al., 2005 и др.), плоскостопие занимает ведущее место среди патологий опорно-двигательного аппарата (от 30 % до 70 % всех деформаций стоп). При этом активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования сводов стоп растущего детского организма. В дошкольном возрасте формируются изгибы позвоночника и своды стоп и, как подчеркивает Е. А. Короткова (2005), именно этот возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного педагогического воздействия, основанного на применении средств оздоровительной физической культуры. Приоритет в организации физического воспитания в дошкольных учреждениях должен принадлежать оздоровительным методикам, направленным на профилактику нарушений здоровья детей (Соловьева Т. А., 1997; Филиппова С. О., 2002; Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М., 2003). Существует множество программ и методик (Игнатова Л. В., 2008; Лазарев М. Л., 2004; Вареник Е. Н., 2009; Степаненкова Э. Я., 2008 4
Стр.4
Научно-методические основы лечебной гимнастики при плоскостопии у детей и др.), посвященных проблеме повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста, в том числе и большое количество методик лечебной и оздоровительной физической культуры для детей с нарушением сводов стопы. Но, как отмечает В. А. Епифанов (2009), их эффективность не удовлетворяет ни специалистов, ни пациентов и их родителей. На наш взгляд, одной из главных причин такого положения является то, что применяемые оздоровительные программы физического воспитания, направленные на коррекцию опорно-двигательного аппарата, не содержат достаточно обоснованной научно-теоретической базы. В частности, ни одна из программ не предполагает рассмотрения особенностей мышечного дисбаланса у детей дошкольного возраста в период формирования основных функций стопы. Явно недостаточно учитываются биомеханические особенности стопы в период ее формирования. Не используются данные многих исследований (Петров К. Б., 1990; Granit R., 1970), свидетельствующие о возникновении мышечного дисбаланса и очагов миотонуса в мышцах голени и стопы при формировании плоскостопия у детей. Еще в середине XX века шведский ученый R. Granit, изучив нейрофизиологические особенности регуляции движений, доказал, что в гипотоничных мышцах длительно существуют постоянные миотонические очаги, т. е. участки патологически повышенного мышечного тонуса, которые не позволяют всей мышце получать нормальную нервно-мышечную регуляцию. Таким образом, при физической нагрузке, воздействие происходит на миотонические участки в гипотоничной мышце, что не позволяет остальным мышечным волокнам данной мышцы восстанавливать нормальный тонус. В конечном итоге возникает несоответствие между необходимостью физических тренировок ослабленных гипотонией мышц и невозможностью этих мышц воспринимать предлагаемые физические нагрузки, которые нивелируются участками гипертонуса ослабленных мышц. Устранение данного несоответствия возможно только путем целенаправленного и специализированного воздействия на миотонические очаги, ликвидация которых будет способствовать формированию нормального мышечного тонуса всей мышцы. 5
Стр.5
В. П. Лукьяненко, С. А. Егорова, В. Г. Петрякова Устранение миотонических очагов целесообразно проводить путем редрессирующих воздействий на данные участки мышцы, которые позволяют избавиться от патологической импульсации. Анализ литературных источников, позволяет прийти к выводу о существовании научной проблемы, которая определяется противоречием между необходимостью разработки и обоснования программ оздоровительной физической культуры, направленных на профилактику и коррекцию плоскостопия у дошкольников, обоснованием средств, методов, форм организации, с одной стороны, и отсутствием достаточно обоснованных научных подходов к её решению, основанных на комплексных исследованиях в области физиологии, анатомии, медицины и педагогики – с другой. Практически все ученые сходятся во мнении о том, что главной причиной развития плоскостопия у детей является слабость мышц стопы и голени. Однако никто из них не рассматривает очаги повышенного тонуса мышц стопы и голени как главную причину слабости данных мышц и как главную причину развития плоскостопия. Основной недостаток существующих методик профилактики и коррекции плоскостопия у детей заключается в том, что все они, хотя и направлены на укрепление мышц стопы и голени, не учитывают наличия миотонических очагов. В таких условиях воздействующая на мышцы нагрузка локализуется главным образом в данных очагах, а мышца в целом не получает необходимую по величине нагрузку, что и является главной причиной низкой эффективности традиционных методик коррекции плоскостопия. Представленные выше аргументы свидетельствуют о существовании важной научной задачи, которая заключается в необходимости разработки, теоретического обоснования и экспериментальной проверки методики формирования сводов стоп средствами физической культуры, учитывающей особенности мышечного тонуса нижних конечностей и благодаря этому более эффективно способствующей предупреждению и коррекции развития плоскостопия у детей дошкольного возраста. Цель настоящего исследования – разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать методику формирования 6
Стр.6
Научно-методические основы лечебной гимнастики при плоскостопии у детей сводов стоп у дошкольников средствами физической культуры, основанную на воздействии редрессирующими упражнениями на миотонические очаги, которое направлено на «блокирование» и устранение патологической импульсации с последующим формированием нормального тонуса мышц нижних конечностей. В данном научном труде впервые теоретически разработана и экспериментально обоснована инновационная методика реабилитации и профилактики плоскостопия у дошкольников с учётом особенностей формирования мышечного тонуса у детей дошкольного возраста, позволяющая осуществлять коррекцию нарушений сводов стоп, развивать функциональные возможности систем организма и эффективно повышать уровень физической подготовленности. Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что разработанная двухэтапная методика физической реабилитации, позволяющая эффективно повышать функциональные показатели опорно-двигательного аппарата у детей с плоскостопием, может быть использована специалистами по физической реабилитации в условиях поликлиники, реабилитационных центрах, в школах и в дошкольных учреждениях любого вида. Данная методика доступна в использовании и не требует значительных экономических затрат. 7
Стр.7
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ..........................................................................................................3 ГЛАВА I . Состояние проблемы разработки и научного обоснования эффективных методик предупреждения и коррекции плоскостопия 1.1. Причины возникновения и развития плоскостопия ...........................8 1.2. Анатомо-физиологические особенности стопы .................................. 15 1.3. Анатомо-физиологические свойства стоп у детей дошкольного возраста ...........................................................................21 1.4. Свойства мышц и биомеханика нижних конечностей ....................... 23 1.5. Особенности двигательного стереотипа у детей с плоскостопием ...30 1.6. Сравнительный анализ методик оздоровительной физической культуры для детей с плоскостопием .................................................33 ГЛАВА II. Организация и методы исследования 2.1. Организация исследования ....................................................................39 2.2. Методы исследования ............................................................................43 ГЛАВА III. Особенности содержания и теоретико-методическое обоснование экспериментальной методики формирования сводов стоп у детей дошкольного возраста 3.1. Обоснование экспериментальной методики .......................................57 3.2. Содержание экспериментальной методики и особенности ее реализации ..........................................................................................65 ГЛАВА IV. Результаты исследования и их обсуждение 4.1. Результаты плантографии ...................................................................... 70 4.2. Результаты тестирования физического развития дошкольников ......77 4.3. Результаты тестирования физической подготовленности дошкольников ......................................................................................... 78 Заключение .....................................................................................................98 Литература ...................................................................................................101
Стр.117