Николай Бердяев. А. С. Хомяков как философ
---------------------------------------------------------------------------А.
С.Хомяков как философ. К столетию со дня рождения. - Мир Божий.
Июл. 1904. Переиздано в Sub speciae.; 1989, СС, т. 3, с. 60-67. 1991;
Воспроизводится по изданию 1989 г. (Типы религиозной мысли в России.
[Собрание сочинений. Т. III] Париж: YMCA-Press, 1989. 714 с.)
Оригинал здесь: Библиотека Якова Кротова.
---------------------------------------------------------------------------Теоретический
глава славянофилов, А.С. Хомяков по справедливости
должен быть признан одним из крупнейших русских умов. Огромные умственные
силы Хомякова были оценены современными ему противниками западнического
лагеря.[1]
Человек необыкновенно многосторонний,
философ, богослов,
историк, публицист и поэт, Хомяков является видной фигурой эпохи 40-х
годов, столь богатой яркими дарованиями. И вместе с тем Хомякова не знают и
не читают, он забыт и не оценен. Целые поколения русской интеллигенции от
Хомякова отделяли его славянофильские заблуждения, с которыми исторически
ассоциировались слишком тягостные для нас впечатления. Некоторые стороны
славянофильского учения Хомякова были захвачены нечистыми руками, и от
прикосновения их были загублены мессианские мечты о высоком призвании
русского народа; вера в самобытную национальную культуру, в национальное
долженствование наше превратилась в проповедь человеконенавистничества и
насильничества. Романтик и идеалист, Хомяков с ужасом должен был бы
отвернуться от этих "русских собраний". Дорогой ценой искупает этот большой
человек, так беззаветно любивший свою Россию и веривший в ее великое
творческое будущее, свой грех перед будущим России - идеализацию отсталых
форм жизни, пытавшуюся приковать творчество национального духа к этим
застойным формам. Проглядели все, что было у Хомякова значительного и
ценного, действительно пророческого для нашей национальной культуры. Я
предполагаю в своей заметке дать оценку Хомякова исключительно как философа
[1] Герценом в "Былое и думы".
Философские статьи Хомякова, несмотря на их отрывочный и
несистематический характер, представляют выдающийся интерес, и ничем нельзя
оправдать игнорирование Хомякова в истории нашей философской мысли.[2]
Философское мировоззрение Хомякова
германского классического идеализма, мысль его неустанно работала над
философией
Шеллинга и Гегеля.
сложилось в духовной атмосфере
Величественная система гегелевского
панлогизма была предельной точкой в развитии германского идеализма. Дальше
нельзя было идти, крушение системы Гегеля было серьезным кризисом для
философии вообще, и вот Хомяков задумался над теми коренными недостатками и
противоречиями, которые привели европейскую философскую мысль к полному
крушению. И Хомяков дал блестящую и глубокомысленную критику гегельянства,
критику рационализма, этого изначального греха всей почти европейской
философии, и ясно сознал необходимость перехода от абстрактного идеализма,
превращавшего бытие в ничто, к конкретному спиритуализму. Эти зачатки
конкретного спиритуализма делают Хомякова родоначальником самостоятельной
русской философии, так блестяще потом представленной Вл. Соловьевым.
Соловьев по справедливости должен был бы назвать Хомякова своим
непосредственным предшественником.
[2] Важнейшие философские статьи Хомякова помещены в первом томе
собрания его сочинений "По поводу Гумбольдта", "По поводу отрывков,
найденных в бумагах И.В. .Киреевского", "О современных явлениях в области
философии", "Письмо о философии к Ю.Ф Самарину". Богословские работы
Хомякова составляют второй том собрания сочинений, но их я не предполагаю
касаться.
говорит он, - должно быть совершенно отстранено. Само понятие, в своей
полнейшей отвлеченности, должно было
Рационализм или логическая рассудочность должна была найти себе конечный
венец и Божественное освящение в новом создании целого мира. Такова была
огромная задача, которую задал себе
германский ум в Гегеле, и нельзя не
удивляться той смелости, с какою он приступил к ее решению".[3] "Логику
Гегеля следует назвать воодухотворение отвлеченного бытия. Таково бы было
Прежде всего посмотрим, как Хомяков критиковал Гегеля. "Сущее, -
все возродить из собственных недр.
Стр.1