Теплофизика и аэромеханика, 2017, том 24, № 1 УДК 621.311 Методические особенности исследования микроТЭС на базе двигателей внутреннего сгорания с воздушным охлаждением и когенерацией П.А. Щинников, В.Г. Томилов, Д.С. Синельников Новосибирский государственный технический университет E-mail: SinelnikovDen@hotmail.com Рассматриваются положения методики исследования микроТЭС на базе двигателей внутреннего сгорания с воздушным охлаждением и когенерацией, в основе которых лежат уравнения энергобалансов и законы теплообмена. <...> Для такой установки на базе двигателей Hitachi мощностью 2,4 кВт проведено исследование, где показана эффективность применения когенерации в виде полезного использования теплового потока от охлаждающего головку цилиндра воздуха с последующим нагревом его за счет утилизации теплоты дымовых газов в дополнительном пластинчатом теплообменнике. <...> Показано, что когенерация способна в 3−10 раз экономить затраты на топливо в сравнении с применением тепловых пушек в зависимости от длительности использования установок. <...> Ключевые слова: микроТЭС, когенерация, двигатель внутреннего сгорания, воздушное охлаждение, методика, коэффициент полезного действия. <...> На рынке широко представлен ряд микроТЭС (или бензогенераторов) на основе двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с воздушным охлаждением. <...> Объем рынка для России с учетом данных [1, 2] можно оценить в 18−24 млрд. руб., в дальнейшем прогнозируется его рост. <...> Повышение эффективности таких установок позволит сократить объем поставок топлива в зону их работы. <...> В настоящей работе показано, что применение когенерации, полученной за счет использования теплоты охлаждающего головку цилиндра потока воздуха, для микроТЭС на базе ДВС карбюраторного типа с воздушным охлаждением увеличивает коэффициент использования теплоты топлива в 1,5−2 раза [3, 4], при этом установка мощностью в 2,4 кВт за 30−35 минут способна повысить температуру воздуха в помещении объемом 150 м3 (например <...>