Владислав Ходасевич
Федор Сологуб. Тяжелые сны
Роман. Изд. 2-е. СПб. 1905
Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: В 4 т.
Т. 1: Стихотворения. Литературная критика 1906-1922. -М.: Согласие, 1996.
Составление и подготовка текста И. П. Андреевой, С. Г. Бочарова.
Комментарии И. П. Андреева, Н. А. Богомолова
OCR Бычков М. Н.
Недавно вышел вторым изданием роман Федора Сологуба "Тяжелые сны". С внешней стороны он
уступает позднейшим вещам того же автора. В нем нет еще той беспощадной четкости линий, которая
пришла позже, -- в "Жале смерти", в "Мелком бесе", к сожалению, так и не законченном "Вопросами
жизни". Читая книгу, поражаешься, какой огромный шаг вперед сделал Сологуб в области формы.
По своему внутреннему содержанию "Тяжелые сны" близки к "Мелкому бесу". И там и здесь
главный герой -- самодовлеющая пошлость. Разница в том, что в "Тяжелых снах" Сологуб лишь заглянул
в нее и ужаснулся, а в "Мелком бесе" уже и возненавидел, -- быть может, помимо собственной воли.
Когда перед ним вставали образы "Тяжелых снов", он видел, как мелкий бес неотступно, словно
навязчивый мышиный кошмар, выгрызал душу Логина, как он выгрызет и опустошит душу Нюты. Увидел
и стал ненавидеть. Стал преодолевать юркую мерзость, но сделал это всего наполовину.
Сологуб -- лишь разрушитель. Во втором романе он трижды плюнул на "Мелкого беса", только
зачурался, только разорвал его волшебные круги, но не покорил себе. Закрестить "Мелкого беса" Сологуб
не мог -- или не хотел.
КОММЕНТАРИИ
Мы еще не имеем собрания сочинений Владислава Ходасевича, которое бы объединило
достаточно полно его литературное наследие. Первое такое собрание только начало выходить в
издательстве "Ардис", Анн Арбор, США; готовят его американские литературоведы-слависты (редакторы
-- Д. Малмстад и Р. Хьюз) при деятельной помощи коллег из России. К настоящему времени вышли два
тома этого издания (из пяти предполагаемых): первый из них (1983) представляет попытку полного
собрания стихотворений поэта, второй том (1990) составили критические статьи и рецензии 1905--1926 гг.
В 1989 г. в большой серии "Библиотеки поэта" вышло подготовленное Н.А. Богомоловым и Д.Б.
Волчеком первое после 1922 г. отечественное издание стихотворного наследия Ходасевича, состав
которого здесь существенно пополнен (по периодике и архивным материалам) в сравнении с первым
томом ардисовского издания. После этих двух фундаментальных собраний оригинального стихотворного
творчества Ходасевича оно может считаться в основном изданным (хотя, несомненно, состав известной
нам поэзии Ходасевича будет расширяться -- в частности, одно неизвестное прежде стихотворение 1924 г.
-- "Зимняя буря", -- найденное А.Е. Парнисом в одном из парижских альбомов, публикуется впервые в
настоящем издании). Совсем иначе обстоит дело с обширным прозаическим наследием Ходасевича -- оно
не собрано, не издано, не изучено. Ходасевич писал в разных видах прозы: это мемуарная проза, это
своеобразная литературоведческая проза поэта, это опыты биографического повествования на историколитературной
основе, это повседневная литературная критика, какую он вел всю жизнь, наконец,
сравнительно редкие обращения к художественной в привычном смысле слова, повествовательной прозе.
Из этого большого объема написанного им в прозе сам автор озаботился собрать в книги лишь часть
своих историко-литературных работ ("Статьи о русской поэзии", Пб., 1922; "Поэтическое хозяйство
Пушкина", Л., 1924; "Державин", Париж, 1931; "О Пушкине", Берлин, 1937), а также девять мемуарных
очерков в конце жизни объединил в книгу "Некрополь" (Брюссель, 1939). В осуществленный Н.Н.
Берберовой посмертный сборник ("Литературные статьи и воспоминания", Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова,
Стр.1