А.А. Дородницина РАН, Москва); e-mail: marmotto@rambler.ru МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПИЛОТАЖНОЙ ПЕРЕГРУЗКИ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ В ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ РЕЧЕВОГО ИНТЕРФЕЙСА БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ САМОЛЕТОВ∗ Предложена методика проведения экспериментальных исследований влияния пилотажной перегрузки на характеристики речи диктора в целях создания систем речевого управления бортовым оборудованием самолетов. <...> Рассмотрен порядок проведения работ и регистрации речевого материала, введены перечень оцениваемых характеристик и алгоритмы их расчета, определена форма представления результатов. <...> Ключевые слова: автоматическое распознавание речи; речевое управление бортовым оборудованием самолетов; интерфейс кабины пилота; помехоустойчивость систем речевого управления; пилотажная перегрузка. <...> Введение Результативность автоматического распознавания речи пилота определяется многими факторами, в том числе зависящими от условий полета и снаряжения, используемого экипажем. <...> Предлагается методика проведения экспериментальных исследований в целях определения влияния пилотажной перегрузки на характеристики речи дикторов. <...> Методика носит комплексный характер и охватывает как медико-биологические и технические аспекты проведения экспериментов, так и вопросы определения характеристик речи, существенных с точки зрения автоматического распознавания речевых команд. <...> Экспериментальное оборудование и методика проведения экспериментов Одним из физических факторов авиационного полета, значительно влияющим на функциональное состояние летчика, является пилотажная перегрузка. <...> . Однако вопрос влияния перегрузок на речевой аппарат и характеристики речи являются малоизученными. <...> Имеются достаточные основания полагать, что воздействие перегрузок может привести к * Работа выполнена при поддержке РФФИ, проекты № 09-08-00763-а, № 09-08-00724-а. <...> В пользу этого говорят данные об изменении функционирования <...>