Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636954)
Контекстум
Электро-2024
Социально-политические науки  / №1 2016

2.2. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ИСТОРИЧЕСКИХ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЕЙ (150,00 руб.)

0   0
Первый авторНефёдкова Нина Николаевна
АвторыБолотова Ульяна, Васильева Инна, Толчинская Татьяна
Страниц5
ID565218
АннотацияВ статье, в рамках социально-философского анализа, рассматривается вопрос о влиянии исторических несправедливостей на национальное самосознание. Само национальное самосознание в силу присущих ему названных двух взаимодополняющих функций (идентификации и дифференциации) выстраивает систему взаимодействий между членами этнической группы и ее отношений с другими по принципу «мы-они». А исторические несправедливости способны эту ось перестраивать, направлять в различные русла, меняя тем самым национальное самосознание. Сложность исторических несправедливостей, накладываясь на изначально присущую этой системе противоречивость, в определенной степени объясняет неоднозначность не только их взаимодействия, но и последствий исторических несправедливостей, их латентный, вневременной характер. По итогам проведенного исследования отмечено, что внешняя «фрагментированность» народов, разделенных, живших диаспорно, дисперсно, не привела к внутренней раздробленности, а, наоборот, послужила стимулом к национальному объединению, чем и подняла национальное самосознание на более высокий уровень развития, обеспечив саму возможность национальной жизни. В этой ситуации ингрупповые тенденции, интересы, ориентации превалируют, и возникает проблема толерантности как необходимого условия равновесного состояния системы «мы-они». Аргументирована позиция авторов, что национальное самосознание, испытывая воздействие сил изнутри и извне, постепенно вырабатывает определенный алгоритм ответов на эти вызовы. Это своеобразный узел взаимодействия разнообразных моментов, по-особому структурированных в национальной жизни. В результате этнопреследований значительно сократилась численность подвергнутых дискриминации народов, они оказались в практически одинаковой социально-экономической ситуации, будучи к тому же лишенными многих гражданских прав и свобод. На развитии национального самосознания – индивидуального и группового – сказывалось и его понижение, и обретение более высокого статуса теми, кто им не обладал или не был его достоин. Такое расслоение привычного, знакомого происходило на фоне общего единения перед лицом национальной трагедии. Первое как бы существовало параллельно, не входя в противоречие со вторым, более важным. Происходило утверждение индивидуальных, групповых позиций в структуре этноса и его утверждение одновременно
2.2. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ИСТОРИЧЕСКИХ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЕЙ / Н.Н. Нефёдкова [и др.] // Социально-политические науки .— 2016 .— №1 .— С. 42-46 .— URL: https://rucont.ru/efd/565218 (дата обращения: 27.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ИСТОРИЧЕСКИХ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЕЙ Нефёдкова Нина Николаевна, канд. филос. наук Болотова Ульяна Владимировна, канд. филос. наук. <...> Должность: доцент кафедры социально-гуманитарных наук Место работы: Северо-Кавказский Федеральный университет (филиал) г. Пятигорск Васильева Инна Анатольевна, канд. соц. наук. <...> Должность: доцент кафедры социально-гуманитарных наук Место работы: Северо-Кавказский Федеральный университет (филиал) г. Пятигорск. <...> Должность: доцент кафедры социально-гуманитарных наук Место работы: Северо-Кавказский Федеральный университет (филиал) г. Пятигорск. <...> Само национальное самосознание в силу присущих ему названных двух взаимодополняющих функций (идентификации и дифференциации) выстраивает систему взаимодействий между членами этнической группы и ее отношений с другими по принципу «мы-они». <...> А исторические несправедливости способны эту ось перестраивать, направлять в различные русла, меняя тем самым национальное самосознание. <...> Сложность исторических несправедливостей, накладываясь на изначально присущую этой системе противоречивость, в определенной степени объясняет неоднозначность не только их взаимодействия, но и последствий исторических несправедливостей, их латентный, вневременной характер. <...> По итогам проведенного исследования отмечено, что внешняя «фрагментированность» народов, разделенных, живших диаспорно, дисперсно, не привела к внутренней раздробленности, а, наоборот, послужила стимулом к национальному объединению, чем и подняла национальное самосознание на более высокий уровень развития, обеспечив саму возможность национальной жизни. <...> В этой ситуации ингрупповые тенденции, интересы, ориентации превалируют, и возникает проблема толерантности как необходимого условия равновесного состояния системы «мы-они». <...> Аргументирована позиция авторов, что национальное самосознание, испытывая воздействие сил изнутри и извне <...>