№ 4 Р.И. Беккин (профессор РАН, ведущий науч. сотрудник Института Африки РАН)* К ВОПРОСУ О МУСУЛЬМАНСКОМ КЛАДБИЩЕ В ПЕТЕРБУРГЕ В XVIII в. <...> История петербургских кладбищ в XVIII столетии (в особенности в первую его половину) — важная и малоизученная тема. <...> Сведения о городских некрополях позволяют расширить наши знания о границах Петербурга, а данные о похоронных обрядах — понять отношение к личности в рассматриваемую эпоху. <...> Отдельный интерес представляют кладбища, предназначавшиеся для погребения представителей религиозных меньшинств. <...> Кроме того, в столицу империи приезжали по разным делам мусульмане не только со всей России, но и из-за рубежа. <...> Сопоставляя различные источники, автор предпринимает попытку установить местонахождение кладбищ, где компактно хоронили петербургских мусульман в XVIII в. <...> Ключевые слова: мусульманское кладбище, Татарская слобода в Петербурге, Выборгская сторона, Волкова деревня, турецкое кладбище. <...> * * * В работах по истории Петербурга можно встретить упоминание о том, что одним из первых мест компактного погребения мусульман в Петербурге в первой половине XVIII в., до создания Татарского кладбища в Волковой деревне в 1826 г., был участок на Выборгской стороне1. <...> Саитова3: «Мусульманское кладбище в Петербурге, существует со времен Императора Петра Великого. <...> Первоначально, для магометан было отведено место на Выборгской стороне, за Арсеналом, не доходя до Католического кладбища. <...> Во-первых, нет никаких документальных подтверждений тому, что при Петре I на Выборгской стороне существовало отдельное мусульманское кладбище. <...> И, во-вторых, версия о том, что последователей ислама продолжали предавать земле на Выборгской стороне вплоть до 1827 г., также основана лишь на предположениях. <...> Так, ахун завершает свою краткую справку о мусульманском кладбище следующими словами: «Кроме того, магометане погребены и на Преображенском кладбище, где для них отведено особое место»6. <...> Однако на этом участке <...>