Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638309)
Контекстум
Электро-2024
Философские науки  / №11 2016

ФИЛОСОФСКИЕ ДИЛЕММЫ «ПИСЕМ РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА» Н.М. КАРАМЗИНА (300,00 руб.)

0   0
Первый авторМурза
Страниц10
ID560555
АннотацияДрама русской эмиграции: от Александра Герцена – через массовый пореволюционный исход – к диссидентам новейшего времени, во все времена состояла в том, что эти люди, зачастую цвет отечественной культуры, вынуждены были, в силу обстоятельств, предпочесть родине – «свободу». Не секрет и то, что эта высокая экзистенциальная трагедия у людей попроще часто подменялась банальным трюизмом: «зачем мне родина без свободы?», из чего следовал по-своему логичный для людей такого склада вывод: «где хорошо – там и родина»
Мурза, А.А. ФИЛОСОФСКИЕ ДИЛЕММЫ «ПИСЕМ РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА» Н.М. КАРАМЗИНА / А.А. Мурза // Философские науки .— 2016 .— №11 .— С. 60-69 .— URL: https://rucont.ru/efd/560555 (дата обращения: 10.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философские науки – 11/2016 Философское краеведение ФИЛОСОФСКИЕ ДИЛЕММЫ «ПИСЕМ РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА» Н.М. КАРАМЗИНА А.А. <...> КАРА-МУРЗА «Родина без свободы» versus «свобода без родины» Вместо предисловия Драма русской эмиграции: от Александра Герцена – через массовый пореволюционный исход – к диссидентам новейшего времени, во все времена состояла в том, что эти люди, зачастую цвет отечественной культуры, вынуждены были, в силу обстоятельств, предпочесть родине – «свободу». <...> Особое, выдающееся место Николая Михайловича Карамзина в русской истории и культуре обусловлено в том числе и тем, что он – безусловный европеист по образованию и воспитанию1 – впервые сумел (или осмелился?) поставить вопрос принципиально иначе: «а зачем мне свобода без родины? <...> Прежде всего, озадачивает и до сих пор не получает должного объяснения тот факт, что за время своего длинного путешествия Карамзин практически ничего не писал в Россию – ни родным братьям Василию и Федору, ни сестре Екатерине (в замужестве Кушниковой), ни самым близким друзьям. <...> Объяснение этому может быть только одно: отправляясь за границу, Карамзин предупредил родных и друзей, что писать не будет, и просил, чтобы они не писали ему. <...> Похоже, прав один из пер59 Философское краеведение вых биографов Карамзина В.В. <...> Сиповский: «Можно предположить, что Карамзин, занося свои впечатления в записную книжку, вел “заглазную беседу” со своими друзьями…»4 Остается открытым и вопрос, на какие средства совсем небогатый Карамзин совершил свое «путешествие»? <...> А.В. Старчевский, еще один известный биограф Карамзина, писал, что в конце XVIII – начале XIX в. в столичных кругах ходил слух, «будто известный патриот, Новиков, желая содействовать распространению просвещения в отечестве, и видя в молодом Карамзине человека, подающего большие надежды, доставил ему средства совершить путешествие по образованнейшим государствам Европы, с тем, чтобы Карамзин, возвратившись с богатым <...>