АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ © Васенина С. А., 2013 ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОУСИЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ В музыкознании вопросы звукоусиления академической музыки остаются пока малоисследованными. <...> Однако на практике технические средства внедряются в музыкальную сферу достаточно активно. <...> На примере концертного исполнения произведений современных композиторов можно понять специфику музыкального звучания в условиях искусственного звукоусиления, а также найти его выразительные особенности. <...> Ключевые слова: современная музыка, особенности исполнения, звукоусиление, звуковой эффект, тембр На сегодняшний день средства звукорежиссуры органично вошли в музыкальное творчество современных композиторов. <...> В партитуры сочинений часто включаются заранее подготовленные фонограммы, звучания музыкальных инструментов принимаются микрофонами и усиливаются при необходимости во время исполнения. <...> Это означает, что на пути следования музыки от композитора к слушателю появляется дополнительное звено – звукорежиссер, от точности работы которого, так же как и от мастерства исполнителя, зависит конечный звуковой результат. <...> Среди многообразия творческих поисков авторов можно попытаться выделить несколько тенденций, встречаемых в концертной практике, когда использование аппаратуры необходимо для лучшего восприятия слушателем музыкального материала либо для создания дополнительного выразительного эффекта. <...> Чаще всего музыканты обращаются к искусственному звукоусилению, когда в партитуре исполняемого произведения встречаются сложно сочетаемые по динамике «музыкальные инструменты», вследствие чего звучание одного маскируется звучанием другого (например, обычный свисток и шланг, в который вдувается воздух, в сочинении Г. Дорохова, созданном для открытия ГЦСИ в Нижнем Новгороде). <...> В этом случае относительно тихие источники звука снабжаются микрофонами или звукоснимателями <...>