Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637474)
Контекстум
Электро-2024
Актуальные проблемы высшего музыкального образования  / №3 (29) 2013

ХРОНОТОП СТИЛЯ А. Н. СКРЯБИНА (50,00 руб.)

0   0
Первый авторНиколаева
Страниц5
ID559008
АннотацияВ статье раскрывается явление хронотопа как фактора образования эпохального и индивидуального стиля; рассматривается взаимосвязь реального, художественного и перцептуального («внутреннего») времени; характеризуется функция хронотопа в творчестве А. Н. Скрябина, дающая ключ к пониманию и исполнению музыки композитора.
Николаева, А.И. ХРОНОТОП СТИЛЯ А. Н. СКРЯБИНА / А.И. Николаева // Актуальные проблемы высшего музыкального образования .— 2013 .— №3 (29) .— С. 22-26 .— URL: https://rucont.ru/efd/559008 (дата обращения: 05.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 3 (29) 2013 © Николаева А. И., 2013 ХРОНОТОП СТИЛЯ А. Н. <...> СКРЯБИНА В статье раскрывается явление хронотопа как фактора образования эпохального и индивидуального стиля; рассматривается взаимосвязь реального, художественного и перцептуального («внутреннего») времени; характеризуется функция хронотопа в творчестве А. Н. Скрябина, дающая ключ к пониманию и исполнению музыки композитора. <...> Ключевые слова: хронотоп, фактура, стиль, пространство, время, перцепция, длительность, континуум, символ «Всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов». <...> Эти слова великого философа М. М. Бахтина дают нам основание считать, что, раскрывая особенность скрябинского хронотопа, мы глубже проникаем в смысл его музыки. <...> Попробуем рассмотреть хронотоп стиля А. А. Скрябина сквозь призму его фортепианного стиля, репрезентантом которого выступает фортепианная фактура, не только организующая и материализующая все музыкально-языковые средства, но и непосредственно, на физическом уровне воплощающая пространство и время музыки. <...> Искусствоведение же получило это понятие из рук М. М. Бахтина, выдвинувшего и разработавшего идею «Художественного хронотопа», в котором, по его словам, «время <.> сгущается, уплотняется, становится художественно – зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени» [1, с. <...> Стиль Скрябина, как нам представляется, служит ярчайшей иллюстрацией самого явления художественного хронотопа. <...> Считается, что исторические эпохи отличаются хронотопами, которые определяют, в частности, и тип музыкального мышления. <...> Само качество хронотопа, т. е. мера соотношения в нем координат про22 странства и времени является важным показателем стиля. <...> При этом в разные эпохи его координаты, обретая символическое значение, становятся стилеобразующими. <...> Так, например, по мнению П. А. Флоренского, в искусстве Египта преобладала <...>