© Ляхина Т. В., 2013 К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЖАНРОВЫХ ПРИЗНАКОВ ВИРТУОЗНОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ФАНТАЗИИ НА ЗАИМСТВОВАННУЮ ТЕМУ (НА ПРИМЕРЕ ФАНТАЗИИ Г. ВЕНЯВСКОГО НА ТЕМЫ ИЗ ОПЕРЫ Ш. <...> ГУНО «ФАУСТ») В статье рассматривается Фантазия Г. Венявского на темы из оперы Ш. <...> Интонационный анализ произведения позволяет выявить истоки тематизма, проследить специфические сквозные интонации, которые определяют композиционные процессы в монументальной форме. <...> Таким образом, проведенное автором тщательное исследование на примере данного произведения позволяет выявить ведущие жанровые признаки, типичные для виртуозных фантазий на заимствованные темы. <...> Ключевые слова: фантазия, композиционная организация, инструментальная виртуозность, виртуоз-композитор, тематические заимствования Фантазия относится к числу старинных жанров инструментальной музыки. <...> В начале XVII века отчетливо определилась связь фантазии с формой фуги. <...> Тематическую основу фантазий романтической эпохи чаще всего составляет материал, хорошо известный публике, любимый ею – оперное или инструментальное творчество популярных композиторов, народные песни и пр. <...> Этот жанр и в наше время привлекает композиторов, так как позволяет им наиболее полно выразить свободу творческой фантазии, он занимает АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ видное место в концертном репертуаре современных виртуозов, являясь самым выгодным для демонстрации индивидуального исполнительского мастерства. <...> В вышеупомянутых работах проводится достаточно глубокий и разносторонний анализ феномена инструментальной фантазии, однако такая ее разновидность, как фантазия на заимствованную тему, остается вне фокуса исследования. <...> основным критерием является наличие или отсутствие связи музыки с другими искусствами или внемузыкальными компонентами, а также ее функции. <...> Стоит подчеркнуть, что фантазия на оперные темы – одна из ведущих ветвей жанра в XIX веке <...>