Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637474)
Контекстум
Электро-2024
Актуальные проблемы высшего музыкального образования  / №3 (29) 2013

К ПРОБЛЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ НАЧАЛА XIX ВЕКА (50,00 руб.)

0   0
Первый авторПетри
Страниц6
ID559004
АннотацияВ статье рассматривается проблема образования русских композиторов начала XIX века и влияние на него немецкой композиторской школы
Петри, Э.К. К ПРОБЛЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ НАЧАЛА XIX ВЕКА / Э.К. Петри // Актуальные проблемы высшего музыкального образования .— 2013 .— №3 (29) .— С. 3-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/559004 (дата обращения: 05.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 3 (29) 2013 ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ © Петри Э. К., 2013 К ПРОБЛЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ НАЧАЛА XIX ВЕКА В статье рассматривается проблема образования русских композиторов начала XIX века и влияние на него немецкой композиторской школы. <...> Ключевые слова: критика, немецкие учебники, немецкие композиторы, слуховые впечатления Начало XIX столетия знаменовалось расцветом русского романса, сменившего «российскую песню» XVIII века. <...> Среди упрёков в несовершенстве сочинений, созданных Алябьевым, Варламовым, Гурилёвым, Верстовским и другими «композиторамидилетантами», повторяется мотив неглубокого проникновения в фольклорную природу русской музыки, поверхностного отражения в ней национального характера. <...> Ставилась под сомнение ценность поэзии, лежащей в основе подобных вокальных сочинений (см., например, отзывы Н. П. Огарёва, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова – об А. В. Кольцове) и самой музыки, получившей в трудах одного из столпов музыкальной критики эпохи А. Н. Серова определение «варламовщина». <...> И это тот случай, когда мнение А. Н. Серова совпадало с мнением В. В. Стасова, тоже писавшего о «псевдонародности» творчества Алябьева, Варламова, Гурилёва: они «…были совершенно ничтожны, слабы, бесцветны и бездарны». <...> А если кого-то романсы «дилетантов» трогали, возникал повод для сомнения в полноценности собственного музыкального вкуса: «Иногда в музыке нравится что-то совершенно неуловимое и не поддающееся критическому анализу. <...> А по отзыву авторитетов – это верх пошлости» (из письма П. И. Чайковского к Н. <...> Самый сокрушительный отзыв о дилетантах оставил Тургенев в романе «Дым»: «…тут такой господин бегает, гениальным музыкантом себя воображает. <...> А во-вторых, не то что у Мейербера, а у последнего немецкого флейтщика, скромно высвистывающего свою партию в последнем немецком оркестре, в двадцать раз больше идей, чем у всех наших самородков <...>