Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Н.П. Залывский, В.Н. Мякшин
Интеграция евроарктической России
в мировую экономику
Учебное пособие
Архангельск
ИД САФУ
2014
1
Стр.1
УДК 338.2(1-922)
ББК 65.05(21)
З-249
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты:
профессор, доктор экономических наук, директор Института экономики
и управления САФУ имени М.В. Ломоносова А.В. Пластинин;
кандидат экономических наук, министр экономического развития
и конкурентной политики Архангельской области И.В. Гладышева
З-249
Залывский, Н.П.
Интеграция евроарктической России в мировую экономику:
учебное пособие / Н.П. Залывский, В.Н. Мякшин; Сев. (Арктич.)
федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. –
115 с.: ил.
ISBN 978-5-261-00952-8
В учебном пособии представлены основы теории международной
интеграции, показаны пути и формы интегрирования евроарктических
субъектов Российской Федерации в мировую экономику.
Материалы пособия включают теоретическое изложение учебных
тем, имеющуюся практику международных связей северных субъектов
Российской Федерации с мировым рынком товаров и услуг.
Для бакалавров, обучающихся по неэкономическим направлениям
профессиональной подготовки, бакалавров и магистров экономики,
специализирующихся на экономике арктических стран и международных
экономических отношениях.
УДК 338.2(1-922)
ББК 65.05(21)
ISBN 978-5-261-00952-8
© Залывский Н.П., Мякшин В.Н.,
2014
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2014
2
Стр.2
Оглавление
Предисловие ..............................................................................................
Глава 1. Политэкономические основы интеграции экономики
евроарктических регионов России в глобальную экономику
1.1. Мировая экономика: определение, факторы развития и параметры
современного состояния ..................................................................
1.2. Сущность интеграции и основные формы интегрирования государств
с мировой экономикой .............................................................
1.3. Политические механизмы интеграции евроарктических регионов
России в мировое сообщество .........................................................
Глава 2. Торгово-экономические отношения евроарктических
регионов России с внешним миром
2.1. Мировой рынок – фактор развития евроарктических регионов
России ........................................................................................................
2.2. Внешняя торговля евроарктической России в 2000–2013 годах
и ее основные участники .........................................................................
2.3. Импорт западных технологий для модернизации ведущих отраслей
экономики евроарктической России ..........................................
2.4. Роль иностранных инвестиций в экономическом развитии
Северо-Арктического региона ................................................................
Глава 3. Интеграция евроарктической России
в социокультурное мировое пространство
3.1. Международные связи Европейского Севера России с научными,
образовательными институтами других стран .............................
3.2. Информационное обеспечение международной интеграции ......
Заключение ................................................................................................
95
105
141
39
44
58
73
9
18
24
4
3
Стр.3
Предисловие
Российская Федерация находится в поиске модели оптимальной
адаптации к противоречивым процессам, происходящим в мировой
экономике. Для этого, как минимум, надо знать тенденции
развития мирового хозяйства, содержание международных экономических
отношений. Они во многом отражают характер глобализационных
процессов (постиндустриализации, регионализации,
интеграции, интернационализации, транснационализации и др.),
ощутимо влияют на социально-экономическое развитие стран и
народов.
В XXI веке экономические отношения между государствами
все более определяются мировым экономическим и социокультурным
пространством. Россия должна также реализовать цивилизационную
необходимость интеграции национальной экономики
в мировую экономику. Практика социально-экономического
развития субъектов Европейского Севера России подчеркивает
своевременность и необходимость расширения контингента бакалавров,
магистров и специалистов с потенциалом знания состояния,
тенденций и специфики мирового рынка, механизма выхода
российского бизнеса и его закрепления в системе международного
обмена потоками товаров (услуг). Кадровый фактор будет способствовать
поиску путей для более эффективной интеграции евроарктических
регионов Российской Федерации в единый мировой
рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знания.
Имеется много теоретических концепций формирования различных
институтов, помогающих национальной экономике занять
достойное место в глобальной экономике. Одним из ключевых, пожалуй,
является организация деятельности образовательных учреждений
высшего профессионального образования по подготовке
специалистов для работы в условиях взаимозависимого мира.
Цель настоящего учебного пособия – формирование компетенции
выпускников в сфере мировой экономики, региональной практики
4
Стр.4
внешнеэкономических взаимоотношений субъектов Российской
Федерации с партнерами по мировому рынку.
Пособие включает разделы из учебных дисциплин «Мировая экономика»,
«Международные экономические отношения», «Внешнеэкономическая
деятельность». Предусмотренные пособием темы
синтезируют междисциплинарный подход к изучению теоретических
и методических основ интеграции евроарктических регионов
в мировую экономику. Такой методический прием и сжатость изложения
учебных тем обусловлены количеством часов, отводимых
студентам неэкономических специальностей на освоение основ
рыночной экономики.
Обращение к учебному пособию позволяет студенту, не получающему
профильное экономическое образование, приобрести
нужное знание процесса интернационализации национальной
и мировой экономики. Результатом обучения может стать то,
что студенту откроются модели и формы интеграции экономики
субъекта Российской Федерации в экономику зарубежных стран.
Авторы стремились реализовать указанный замысел и одновременно
вызвать интерес к тому, как Архангельская область, другие
смежные с ней субъекты взаимодействуют с иностранными партнерами.
Все
евразийские приарктические субъекты РФ испытывают на
себе непосредственное воздействие глобализации, интернационализации
мировой экономики. В силу этого государственные, муниципальные,
корпоративные институты России и Европейского
Севера страны должны учитывать появление новых вызовов национальной
экономике, геополитические тенденции и специфику
геоэкономической ситуации. Не могут находиться в стороне
и научные и образовательные учреждения России, в том числе и
Северный (Арктический) федеральный университет, позиционирующий
себя в качестве активного участника развития мировой
системы науки и образования в области Арктики и Крайнего
Севера1
.
Несмотря на то, что сущность и содержание международной
интеграции – составное звено различных экономических и политических
наук, предмет данного учебного пособия применительно
к евроарктическим территориям России в достаточной мере
См.: Миссия и ценности САФУ. URL: http://www.narfu.ru/university/
about/business_card/missia.
1
5
Стр.5
не раскрыт. Нет анализа региональной практики взаимодействия с
внешним миром и оценки его результатов, позволяющих обществу
судить о целесообразности и эффективности внешнеэкономической
деятельности. Явно недостаточна и эпизодическая информация
об осуществляемых проектах (программах) международного
сотрудничества, которая бы доказывала обществу их социальную
и экономическую полезность.
Дефицит научных сведений о мировой экономике и экономических
взаимоотношениях между странами противоречит требованиям
новейшего времени, актуализировавшим гносеологическую
философию международного хозяйственного использования циркумполярного
мира. Спрос на учебный курс, который бы помогал
студентам получить и закрепить необходимую сумму знаний о
региональных моделях интеграции в мировое экономическое пространство,
доказывает своевременность его предложения.
Данный учебный курс – это первое предложение по формированию
учебной дисциплины, нацеленной на теоретическое осмысление
и системное обобщение подходов евроарктических
регионов России к установлению и развитию международных
экономических отношений. Термин «евроарктические регионы»
в данном учебном пособии включает субъекты Европейского
Севера Российской Федерации, территория которых примыкает к
морям Северного Ледовитого океана или через нее проходит полярный
круг.
Главные образовательные задачи курса авторов данного пособия
Н.П. Залывского (гл. 1, 2, 3) и В.Н. Мякшина (п. 2.4).
– освоение теоретических основ взаимозависимости развития
национальной экономики от международного сообщества государств;
–
изучение содержания процессов интернационализации и глобализации
мирохозяйственной практики, их воздействия на региональную
экономику Севера России;
– познание природы, видов и форм интеграционного взаимодействия
экономики субъекта Российской Федерации с системой
международных экономических отношений;
– получение первичных представлений об уровне и тенденциях
интеграции евроарктических регионов России в мировую экономику.
Центральный
предмет учебного курса – теория и практика
участия евроарктических регионов страны в мирохозяйственных
6
Стр.6
связях, внешнеэкономические ориентиры субъектов Европейского
Севера России и фирм (предприятий, учреждений), представленных
в региональной экономике.
Пособие содержит информацию о современном состоянии
международных контактов евроарктических регионов России, сведения
по документальной базе международного сотрудничества.
Теоретические основы интеграции с мировой экономикой должны
быть подкреплены фактографическим материалом. Синтез теории
и практики определяет появление арктической компоненты в
профессиональной компетентности студента.
Изменение состояния и динамики развития национальной экономики
предполагает осуществление ее субъектами активной
региональной экономической и социальной политики по стимулированию
внешнеэкономической деятельности корпоративного
сектора экономики, частного бизнеса. Для этого регуляторы регионального
воспроизводственного процесса должны знать наиболее
существенные факторы благоприятствования выходу фирм (предприятий)
на мировой рынок, преимущества и пороки своей хозяйственной
практики. Без такого понимания их пути интеграции в
глобальную экономику, возможности занятия в ней устойчивой
позиции будут ограничены.
И это тоже часть предмета данной учебной дисциплины, ибо
без научной диагностики осуществления интеграционных связей
между евроарктичекими регионами России и внешним миром
трудно отвечать на вопрос о роли мировых рынков в модернизации
их социально-экономических комплексов. Не менее полезно
приобретение менеджерами представлений о перспективных направлениях
и объектах международного сотрудничества региональных
участников социально-экономической деятельности.
Содействие процессу увеличения численности подготовленных
специалистов с основами профессиональных представлений о путях
и инструментах упрочения позиций отечественных товаропроизводителей
на рынках других стран – важнейшая функциональная
задача предлагаемого учебного курса. В определенной степени это
будет способствовать геополитическому и геоэкономическому авторитету
России, ее евроарктических регионов как субъектов международного
сотрудничества. Высокое качество знаний по внешнеэкономической
сфере отношений и механизму интеграционного
взаимодействия у будущих специалистов поможет более точной вы7
Стр.7
верке корпоративных и региональных стратегий в части определения
деловых интересов за пределами национальной экономики.
Имеются методические и информационные трудности в широком
определении предмета и задачи учебного курса «Интеграция
евроарктических регионов РФ в мировую экономику». Одна из
них связана с нечеткой дифференциацией функций и полномочий
федеральных институтов организации внешнеэкономической деятельности
субъектов федерации, незавершенностью формирования
евроарктическими регионами России концептуальных основ
политики международного сотрудничества. Другое ограничение
коренится в том, что интеграцию регионов с мировой экономикой
нельзя воспринимать в качестве автономной учебной дисциплины
и самостоятельного раздела экономической науки. Студентам
и преподавателям важно помнить, что данная дисциплина показывает
только часть механизмов и практики международной деятельности
арктических регионов, смежных с Архангельской областью.
Ее материалы отражают специфическое содержание этой
практики безотносительно интересов внешних участников внешнеэкономического
партнерства.
Также не следует забывать еще об одном феномене предлагаемого
курса: его методическая конструкция находится в начале
проектирования, эмпирический материал об активном периоде
евроарктического сотрудничества не нашел серьезного аналитика,
способного без шор объективизировать процесс закрепления
регионов Европейского Севера на рынках иных государств. Да и
накопленная практика интеграции с партнерами по мировой культурно-хозяйственной
деятельности еще недостаточна для обоснования
теоретических выводов о ее соответствии национальным
стратегиям, для выделения закономерностей развития процесса
взаимовлияния и взаимозависимости России, ее северных субъектов
от внешнего мира.
Изучение материалов данного учебного пособия, безусловно,
открывает дорогу к пониманию характера внешнеэкономических
и социокультурных связей евроарктических регионов РФ с глобальным
миром.
8
Стр.8