Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Введение в теорию коммуникации: учебно-методические рекоменданции (110,00 руб.)

0   0
АвторыМорозова Ольга Евгеньевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц57
ID555222
АннотацияВ учебно-методических рекомендациях представлено содержание курса «Введение в теорию коммуникации», проблематика основных тем курса, вопросы для обсуждения и практические задания, вопросы к зачету, список основных терминов, а также приложение, включающее тексты художественной и публицистической литературы и планы анализа.
Введение в теорию коммуникации: учебно-методические рекоменданции / О.Е. Морозова .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014 .— 57 с. — URL: https://rucont.ru/efd/555222 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Введение в теорию коммуникации Учебно-методические рекомендации Архангельск ИД САФУ 2014 1 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Составители: О.Е. Морозова, кандидат филологических наук, доцент Рецензент: Т.А. Сидорова, доктор филологических наук, профессор Э.Н. Осипова, кандидат филологических наук, доцент В учебно-методических рекомендациях представлено содержание курса «Введение в теорию коммуникации», проблематика основных тем курса, вопросы для обсуждения и практические задания, вопросы к зачету, список основных терминов, а также приложение, включающее тексты художественной и публицистической литературы и планы анализа. <...> Курс является интегрирующим для дисциплин, связанных с культурой речи: «Культура речи и этикет», «Культура речи и риторика», «Спецкурс по культуре речи». <...> Теория коммуникации тесно связана и с дисциплинами профессионального цикла: «Современный русский язык» и «Введение в языкознание». <...> Важнейшим принципом построения курса является комплексный подход к изучению коммуникации, при этом в качестве ведущего выступает коммуникативно-прагматический подход. <...> Цель освоения дисциплины: формирование языковой личности филолога-профессионала, компетентного в теоретических вопросах коммуникации и умеющего применять свои знания на практике (в различных коммуникативных ситуациях официального и неофициального общения). <...> Задачи: 1) знакомство студентов с основными понятиями и терминологическим аппаратом теории коммуникации; 2) формирование знания о процессе коммуникации, типах и особенностях коммуникации; 3) развитие навыков коммуникации в различных <...>
Введение_в_теорию_коммуникации_учебно-методические_рекоменданции.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Введение в теорию коммуникации Учебно-методические рекомендации Архангельск ИД САФУ 2014 1
Стр.1
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Составители: О.Е. Морозова, кандидат филологических наук, доцент Рецензент: Т.А. Сидорова, доктор филологических наук, профессор Э.Н. Осипова, кандидат филологических наук, доцент В учебно-методических рекомендациях представлено содержание курса «Введение в теорию коммуникации», проблематика основных тем курса, вопросы для обсуждения и практические задания, вопросы к зачету, список основных терминов, а также приложение, включающее тексты художественной и публицистической литературы и планы анализа. Для студентов второго курса института филологии и межкультурной коммуникации САФУ. © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2014 2
Стр.2
Содержание Введение ...................................................................................................... 4 Содержание курса ..................................................................................... 6 Рекомендуемая литература ....................................................................... 8 Проблематика, вопросы и задания Тема 1. Предмет теории коммуникации. Базовые понятия теории коммуникации ............................................................................................. 10 Тема 2. Семиотический аспект теории коммуникации. Понятие кода ................................................................................................................ 11 Тема 3. Вербальный компонент коммуникации. Теория речевых актов .............................................................................................................. 13 Тема 4. Невербальная коммуникация ................................................. 15 Тема 5. Монолог как форма коммуникации ........................................ 17 Тема 6. Диалог и барьеры диалогического взаимодействия ............. 18 Тема 7. Стратегии и тактики речевого поведения.............................. 19 Тема 8. Коммуникативная личность ................................................... 21 Тема 9. Конфликтная коммуникация .................................................. 23 Тема 10. Межличностная коммуникация............................................ 24 Тема 11. Коммуникация в группе......................................................... 25 Тема 12. Массовая коммуникация ....................................................... 26 Тема 13. Межкультурная коммуникация ............................................ 27 Тема 14. Деловая коммуникация .......................................................... 28 Вопросы к зачету ....................................................................................... 30 Приложения 1. Креолизованные тексты .................................................................... 31 2. Модели коммуникации ..................................................................... 35 3. Художественные, публицистические, разговорные тексты ......... 36 4. Планы анализа текстов ..................................................................... 56 Термины....................................................................................................... 59 Персоналии .................................................................................................0 60 3
Стр.3
ВВЕдЕНиЕ Дисциплина «Введение в теорию коммуникации» изучается на втором курсе бакалавриата по направлению подготовки 032700.62 Филология. Курс является интегрирующим для дисциплин, связанных с культурой речи: «Культура речи и этикет», «Культура речи и риторика», «Спецкурс по культуре речи». Названные дисциплины направлены на повышение коммуникативной компетенции обучающегося. Теория коммуникации тесно связана и с дисциплинами профессионального цикла: «Современный русский язык» и «Введение в языкознание». Знания, полученные при изучении курса «Введение в языкознание», в частности таких его разделов, как «Язык и речь», «Язык и общество», являются базовыми для изучения «Теории коммуникации». Важнейшим принципом построения курса является комплексный подход к изучению коммуникации, при этом в качестве ведущего выступает коммуникативно-прагматический подход. Цель освоения дисциплины: формирование языковой личности филолога-профессионала, компетентного в теоретических вопросах коммуникации и умеющего применять свои знания на практике (в различных коммуникативных ситуациях официального и неофициального общения). Задачи: 1) знакомство студентов с основными понятиями и терминологическим аппаратом теории коммуникации; 2) формирование знания о процессе коммуникации, типах и особенностях коммуникации; 3) развитие навыков коммуникации в различных ситуациях общения, совершенствование коммуникативной компетенции; 4) развитие умений анализировать коммуникацию и степень ее эффективности; 5) знакомство с коммуникативным кодексом, повышение культуры общения. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать основные виды, типы, формы и уровни коммуникации; способы повышения эффективности коммуникации; уметь анализировать различные коммуникационные 4
Стр.4
системы, уметь использовать на практике наиболее эффективные коммуникативные стратегии и тактики в соответствии с конкретной речевой ситуацией, пользоваться законами, правилами и приемами общения; владеть терминологией, методикой семиотического, коммуникативно-прагматического и лингвоперсонологического анализа текстов. Количество зачетных единиц / часов на освоение программы учебной дисциплины «Введение в теорию коммуникации»: – общая учебная нагрузка студента – 2 / 72, в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 0,83 / 30 (лекции – 18 часов, практические занятия – 12 часов); – самостоятельная работа обучающегося 1,16 / 42; – форма контроля – зачет. 5
Стр.5