Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Введение в теорию коммуникации Учебно-методические рекомендации Архангельск ИД САФУ 2014 1 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Составители: О.Е. Морозова, кандидат филологических наук, доцент Рецензент: Т.А. Сидорова, доктор филологических наук, профессор Э.Н. Осипова, кандидат филологических наук, доцент В учебно-методических рекомендациях представлено содержание курса «Введение в теорию коммуникации», проблематика основных тем курса, вопросы для обсуждения и практические задания, вопросы к зачету, список основных терминов, а также приложение, включающее тексты художественной и публицистической литературы и планы анализа. <...> Курс является интегрирующим для дисциплин, связанных с культурой речи: «Культура речи и этикет», «Культура речи и риторика», «Спецкурс по культуре речи». <...> Теория коммуникации тесно связана и с дисциплинами профессионального цикла: «Современный русский язык» и «Введение в языкознание». <...> Важнейшим принципом построения курса является комплексный подход к изучению коммуникации, при этом в качестве ведущего выступает коммуникативно-прагматический подход. <...> Цель освоения дисциплины: формирование языковой личности филолога-профессионала, компетентного в теоретических вопросах коммуникации и умеющего применять свои знания на практике (в различных коммуникативных ситуациях официального и неофициального общения). <...> Задачи: 1) знакомство студентов с основными понятиями и терминологическим аппаратом теории коммуникации; 2) формирование знания о процессе коммуникации, типах и особенностях коммуникации; 3) развитие навыков коммуникации в различных <...>
Введение_в_теорию_коммуникации_учебно-методические_рекоменданции.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Введение
в теорию коммуникации
Учебно-методические рекомендации
Архангельск
ИД САФУ
2014
1
Стр.1
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Составители: О.Е. Морозова, кандидат филологических наук, доцент
Рецензент:
Т.А. Сидорова, доктор филологических наук, профессор
Э.Н. Осипова, кандидат филологических наук, доцент
В учебно-методических рекомендациях представлено содержание курса
«Введение в теорию коммуникации», проблематика основных тем курса, вопросы
для обсуждения и практические задания, вопросы к зачету, список основных
терминов, а также приложение, включающее тексты художественной и публицистической
литературы и планы анализа.
Для студентов второго курса института филологии и межкультурной коммуникации
САФУ.
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2014
2
Стр.2
Содержание
Введение ...................................................................................................... 4
Содержание курса ..................................................................................... 6
Рекомендуемая литература ....................................................................... 8
Проблематика, вопросы и задания
Тема 1. Предмет теории коммуникации. Базовые понятия теории
коммуникации ............................................................................................. 10
Тема 2. Семиотический аспект теории коммуникации. Понятие
кода ................................................................................................................ 11
Тема 3. Вербальный компонент коммуникации. Теория речевых
актов .............................................................................................................. 13
Тема 4. Невербальная коммуникация ................................................. 15
Тема 5. Монолог как форма коммуникации ........................................ 17
Тема 6. Диалог и барьеры диалогического взаимодействия ............. 18
Тема 7. Стратегии и тактики речевого поведения.............................. 19
Тема 8. Коммуникативная личность ................................................... 21
Тема 9. Конфликтная коммуникация .................................................. 23
Тема 10. Межличностная коммуникация............................................ 24
Тема 11. Коммуникация в группе......................................................... 25
Тема 12. Массовая коммуникация ....................................................... 26
Тема 13. Межкультурная коммуникация ............................................ 27
Тема 14. Деловая коммуникация .......................................................... 28
Вопросы к зачету ....................................................................................... 30
Приложения
1. Креолизованные тексты .................................................................... 31
2. Модели коммуникации ..................................................................... 35
3. Художественные, публицистические, разговорные тексты ......... 36
4. Планы анализа текстов ..................................................................... 56
Термины....................................................................................................... 59
Персоналии .................................................................................................0 60
3
Стр.3
ВВЕдЕНиЕ
Дисциплина «Введение в теорию коммуникации» изучается
на втором курсе бакалавриата по направлению подготовки
032700.62 Филология. Курс является интегрирующим
для дисциплин, связанных с культурой речи: «Культура
речи и этикет», «Культура речи и риторика», «Спецкурс
по культуре речи». Названные дисциплины направлены на
повышение коммуникативной компетенции обучающегося.
Теория коммуникации тесно связана и с дисциплинами
профессионального цикла: «Современный русский язык»
и «Введение в языкознание». Знания, полученные при изучении
курса «Введение в языкознание», в частности таких
его разделов, как «Язык и речь», «Язык и общество», являются
базовыми для изучения «Теории коммуникации».
Важнейшим принципом построения курса является
комплексный подход к изучению коммуникации, при этом
в качестве ведущего выступает коммуникативно-прагматический
подход.
Цель освоения дисциплины: формирование языковой
личности филолога-профессионала, компетентного в теоретических
вопросах коммуникации и умеющего применять
свои знания на практике (в различных коммуникативных
ситуациях официального и неофициального общения).
Задачи:
1) знакомство студентов с основными понятиями и терминологическим
аппаратом теории коммуникации;
2) формирование знания о процессе коммуникации, типах
и особенностях коммуникации;
3) развитие навыков коммуникации в различных ситуациях
общения, совершенствование коммуникативной компетенции;
4)
развитие умений анализировать коммуникацию и
степень ее эффективности;
5) знакомство с коммуникативным кодексом, повышение
культуры общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать основные виды, типы, формы и уровни коммуникации;
способы повышения эффективности коммуникации;
уметь анализировать различные коммуникационные
4
Стр.4
системы, уметь использовать на практике наиболее эффективные
коммуникативные стратегии и тактики в соответствии
с конкретной речевой ситуацией, пользоваться
законами, правилами и приемами общения; владеть терминологией,
методикой семиотического, коммуникативно-прагматического
и лингвоперсонологического анализа
текстов.
Количество зачетных единиц / часов на освоение программы
учебной дисциплины «Введение в теорию коммуникации»:
–
общая учебная нагрузка студента – 2 / 72, в том числе
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося –
0,83 / 30 (лекции – 18 часов, практические занятия – 12 часов);
–
самостоятельная работа обучающегося 1,16 / 42;
– форма контроля – зачет.
5
Стр.5