Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия "Гуманитарные и социальные науки".  / № 6 2016

ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТИВНОСТИ В ДИССЕРТАЦИИ C. КЬЕРКЕГОРА «О ПОНЯТИИ ИРОНИИ С ПОСТОЯННОЙ ССЫЛКОЙ НА СОКРАТА» (90,00 руб.)

0   0
Первый авторТЕТЕНКОВ Николай Борисович
Страниц7
ID554057
АннотацияВ статье рассматриваются особенности кьеркегоровской интерпретации понятия «субъективность» в его магистерской диссертации: если традиционная интерпретация связывает субъективность с понятием воли как негативного понятия, то для Кьеркегора понятие «субъективность» нейтрально. Он связывает его с понятиями «мировоззрение», «свобода воли», «долг», «ответственность». Впервые субъективность в исторической действительности проявляется в иронии у Сократа. Ироник возникает в кризисные моменты истории, когда перед человеком встает проблема самоидентификации. Ироник вырван из исторической действительности, он оказывается «между» двумя действительностями. Критическое отношение ироника к действительности порождает его свободу и возможность выбора. Кьеркегор различает метафизическую и сдержанную иронию: 1) метафизическая ирония отрицает всю действительность, в то время как сдержанная ирония отрицает только историческую действительность, которая утратила право на существование; 2) метафизическая ирония возможна только для Бога-ироника, но не для человека, – человек может выразить себя только в сдержанной иронии; 3) метафизическая ирония основана на тождественности мышления и существования, но такое тождество возможно только для Бога, сдержанная же ирония основана на утрате тождественности, расколотом субъекте. Ирония в диссертации С. Кьеркегора рассматривается не как эстетическая категория, не как контемпляция, а как форма существования. В каждой из форм существования – эстетической, иронической, этической, юмористической и религиозной – субъективность проявляется по-разному. Ироник – это одна из форм выражения субъективности, которая зависит от ценностных установок иронического мировоззрения.
ТЕТЕНКОВ, Н.Б. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТИВНОСТИ В ДИССЕРТАЦИИ C. КЬЕРКЕГОРА «О ПОНЯТИИ ИРОНИИ С ПОСТОЯННОЙ ССЫЛКОЙ НА СОКРАТА» / Н.Б. ТЕТЕНКОВ // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия "Гуманитарные и социальные науки". .— 2016 .— № 6 .— С. 108-114 .— URL: https://rucont.ru/efd/554057 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФИЛОСОФИЯ УДК 1(091)+141+165.42 DOI: 10.17238/issn2227-6564.2016.6.108 ТЕТЕНКОВ Николай Борисович, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. <...> Автор 46 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, одного учебного пособия* ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТИВНОСТИ В ДИССЕРТАЦИИ C. <...> КЬЕРКЕГОРА «О ПОНЯТИИ ИРОНИИ С ПОСТОЯННОЙ ССЫЛКОЙ НА СОКРАТА» В статье рассматриваются особенности кьеркегоровской интерпретации понятия «субъективность» в его магистерской диссертации: если традиционная интерпретация связывает субъективность с понятием воли как негативного понятия, то для Кьеркегора понятие «субъективность» нейтрально. <...> Он связывает его с понятиями «мировоззрение», «свобода воли», «долг», «ответственность». <...> Ироник возникает в кризисные моменты истории, когда перед человеком встает проблема самоидентификации. <...> Критическое отношение ироника к действительности порождает его свободу и возможность выбора. <...> Кьеркегор различает метафизическую и сдержанную иронию: 1) метафизическая ирония отрицает всю действительность, в то время как сдержанная ирония отрицает только историческую действительность, которая утратила право на существование; 2) метафизическая ирония возможна только для Бога-ироника, но не для человека, – человек может выразить себя только в сдержанной иронии; 3) метафизическая ирония основана на тождественности мышления и существования, но такое тождество возможно только для Бога, сдержанная же ирония основана на утрате тождественности, расколотом субъекте. <...> Кьеркегора рассматривается не как эстетическая категория, не как контемпляция, а как форма существования. <...> В каждой из форм существования – эстетической, иронической, этической, юмористической и религиозной – субъективность проявляется по-разному. <...> Ироник – это одна из форм выражения субъективности <...>