Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Спортивная морфология: учебное пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторСуханов Сергей Генрихович
АвторыЧернозёмов Валерий Гнригорьевич
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц132
ID554054
АннотацияВ учебном пособии изложены общие и частные вопросы морфологии человека с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, влияния средовых факторов и спортивной специализации. Основное внимание уделено строению опорно-двигательного аппарата, адаптационным и патологическим изменениям опорных структур. Рассмотрены эффекты воздействия регуляторных систем на пассивную и активную части опорно-двигательного аппарата, а также роль систем обеспечения мышечной деятельности (эндокринная и сердечно-сосудистая).
Кому рекомендовано Для студентов вузов (бакалавров и магистров) педагогических специальностей по направлению медико-биологического сопровождения физической культуры и спорта
ISBN978-5-261-010088-3
Суханов, С.Г. Спортивная морфология: учебное пособие / В.Г. Чернозёмов; С.Г. Суханов .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2015 .— 132 с. : ил. — ISBN 978-5-261-010088-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/554054 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» С.Г. Суханов, В.Г. Черноземов СПОРТИВНАЯ МОРФОЛОГИЯ Учебное пособие Архангельск САФУ 2015 1 УДК [796.1:61](075) ББК 75.0я73 С91 Печатается по решению учебно-методического совета Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор биологических наук, профессор кафедры физической культуры, спорта и медицинских знаний СевероВосточного государственного университета (г. Магадан) А.Л. Горбачев; доктор биологических наук, профессор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского А.А. <...> Анатомическая изменчивость (принципы и факторы, фенотипические и генотипические маркеры) . <...> Общая и частная конституция человека, классификация с учетом возраста и пола. <...> Вегетативная нервная система и регуляция движений человека . <...> 127 3 Введение Спортивная морфология это наука, изучающая особенности строения тела спортсмена. <...> Важную роль в трактовке изменений органов и систем спортсменов сохраняет учение об общем адаптационном синдроме и «цене адаптации» в тренировочном процессе. <...> Научить оценивать биологический возраст и вариант развития детей и подростков 5 Углубленное изучение общих и частных вопросов спортивной морфологии актуально и практически значимо в университетском курсе подготовки специалистов в области физической культуры, включая адаптивную физическую культуру для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. <...> Определение и оценка анатомической нормы Принято считать, что «нормальная» анатомия является анатомией «идеального» или «условного» человека. <...> 7 2. анатомическая изменчивость (принципы и факторы, фенотипические и генотипические маркеры) Научное теоретическое обоснование проблемы индивидуальной анатомической <...>
Спортивная_морфология_учебное_пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Спортивная_морфология_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» С.Г. Суханов, В.Г. Черноземов СПОРТИВНАЯ МОРФОЛОГИЯ Учебное пособие Архангельск САФУ 2015 1
Стр.1
УДК [796.1:61](075) ББК 75.0я73 С91 Печатается по решению учебно-методического совета Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор биологических наук, профессор кафедры физической культуры, спорта и медицинских знаний СевероВосточного государственного университета (г. Магадан) А.Л. Горбачев; доктор биологических наук, профессор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского А.А. Мельников С91 Суханов, С.Г. Спортивная морфология: учебное пособие / С.Г. Суханов, В.Г. Черноземов; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2015. – 130 с. ISBN 978-5-261-01088-3 В учебном пособии изложены общие и частные вопросы морфологии человека с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, влияния средовых факторов и спортивной специализации. Основное внимание уделено строению опорно-двигательного аппарата, адаптационным и патологическим изменениям опорных структур. Рассмотрены эффекты воздействия регуляторных систем на пассивную и активную части опорно-двигательного аппарата, а также роль систем обеспечения мышечной деятельности (эндокринная и сердечно-сосудистая). Для студентов вузов (бакалавров и магистров) педагогических специальностей по направлению медико-биологического сопровождения физической культуры и спорта. УДК [796.1:61](075) ББК 75.0я73 ISBN 978-5-261-01088-3 © Суханов С.Г., Черноземов В.Г., 2015 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2015 2
Стр.2
Оглавление Введение ........................................................................................ Глава 1. Индивидуальная анатомическая изменчивость. Понятие конституции, ее характеристики ........................... 1. Определение и оценка анатомической нормы ...................... 2. Анатомическая изменчивость (принципы и факторы, фенотипические и генотипические маркеры) ............................... 3. Общая и частная конституция человека, классификация с учетом возраста и пола................................................................ Глава 2. Индивидуальное развитие человека ...................... 1. Периодизация онтогенеза человека ....................................... 2. Биологический возраст и его критерии ................................. 3. Внешняя среда и онтогенез человека .................................... Глава 3. Опорно-двигательный аппарат ............................... 1. Опорные структуры и комплексы .......................................... 2. Анатомия гибкого остова оболочек тела и висцеральных систем ............................................................... 3. Эволюционная морфология скелета ...................................... 4. Факторы среды и патология опорно-двигательного аппарата ........................................................................................ 5. Скелетные мышцы, возрастная и типовая анатомия ........... Глава 4. Системы, регулирующие движение ....................... 1. Морфология двигательного анализатора .............................. 2. Мышечный тонус и его регуляция ........................................ 3. Вегетативная нервная система и регуляция движений человека ...................................................................... Глава 5. Системы, обеспечивающие движение .................... 1. Висцеральные системы, возрастная и вариантная анатомия ................................................................ 2. Обменные процессы и их регуляция у спортсменов ............................................................................... 4 7 7 8 11 16 16 24 26 33 33 36 42 45 58 76 76 80 84 89 89 93 Приложение ................................................................................. 101 Библиографический список ......................................................... 127 3
Стр.3
Введение Спортивная морфология это наука, изучающая особенности строения тела спортсмена. П.К. Лысов и В.Г. Петрухин (2003) указывают, что основоположником российской спортивной морфологии, внесшим большой вклад в разработку теоретической анатомии с учетом действия на организм физических нагрузок, по праву считается известный анатом и педагог П.Ф. Лесгафт. Известный советский анатом М.Ф. Иваницкий (2015) на кафедре анатомии изучал проблемы функциональной анатомии применительно к спортивной практике, создал курс динамической анатомии, учитывавший технологии анатомического анализа движений и положений тела спортсмена в ходе выполнения обычных и спортивных движений. В этом курсе были заложены научные основы «спортивной анатомии» или, как ее сейчас называют, спортивной морфологии. По данным П.К. Лысова и В.Г. Петрухина (2003), современную систему разностороннего анатомо-физиологического обеспечения физической культуры и спорта развил и обосновал Б.А. Никитюк. Важную роль в трактовке изменений органов и систем спортсменов сохраняет учение об общем адаптационном синдроме и «цене адаптации» в тренировочном процессе. Учитывая важную роль средовых факторов проявления адаптационных и дизадаптационных изменений в организме спортсменов, необходимо акцентировать внимание на региональных особенностях обитания (учитывать факторы, связанные с высокими широтами, аридной зоной, высокогорьем). Среди интегративных медико-биологических проблем физической культуры и спорта следует выделить изучение биологических критериев надежности функционирования различных систем и организма в целом под влиянием усиленной мышечной деятельности, поиски способов повышения ее эффективности и профилактики профессиональных заболеваний у спортсменов. Основные задачи спортивной морфологии как научной и учебной дисциплины были описаны Р.Н. Дороховым и В.П. Губой (2002): 4
Стр.4
Научная дисциплина 1. Выявить особенности изменений органов, систем и организма в целом под влиянием физических нагрузок (тренировки) 2. Выявить сужение вариаций соматических показателей спортсменов различных видов спорта по мере совершенствования спортивного мастерства 3. Определить критерии первичного отбора и ранней ориентации в видах спорта 4. Выявить маркеры, определяющие эффективную возможность развить определенные физические качества 6. Определить, какие морфофункциональные особенности композиции тела препятствуют достижению рекордных результатов в кон кретных вилах спорта 5. Выявить особенности телосложения, предопределяющие достижения выдающихся спортивных результатов 7. Определить, каковы критерии отбора (морфологические, типовые) наиболее перспективны и информативны 8. Определить конкретные зоны влияния соматического типа на спортивный результат и зоны влияния варианта биологического развития 10. Определить возраст начала систематических тренировок в конкретных видах спорта 9. Определить, как связаны морфологические и функциональные показатели у спортсменов 1. Дать представление об основных общебиологических процессах и реакциях организма в ответ на внеш ние воздействия (тренировки) Учебная дисциплина 2. Научить правильно оценивать изменения, связанные с систематическими тренировками 3. Научить правильно оценивать соматические типы с использованием субъективных и объективных методов обследования лиц различного пола и возраста 4. Научить оценивать компоненты массы тела в различные возрастные периоды 5. Обучить правильному измерению силы мышц в зависимости от положения тела и позы 6. Обучить правильному тестированию основных физических качеств и их тестографии 7. Научить самостоятельно строить оценочные таблицы для выявления соматического тина в конкретной популяции 8. Уметь самостоятельно разрабатывать комплексы оздоровительных и спортивных упражнений для лиц различных соматических типов и вариантов развития 9. Научить оценивать биологический возраст и вариант развития детей и подростков 5
Стр.5
Углубленное изучение общих и частных вопросов спортивной морфологии актуально и практически значимо в университетском курсе подготовки специалистов в области физической культуры, включая адаптивную физическую культуру для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. 6
Стр.6