Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
И.В. Кузнецова
СетеВые СообщеСтВа
В подготоВКе учИтеля
математИКИ
Монография
Архангельск
ИД САФУ
2014
1
Стр.1
УДК 372.851
ББК 74.262.21
К89
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Г.В. Абрамян,
доктор педагогических наук, профессор С.Н. Дорофеев
Кузнецова, И.В.
К89
Сетевые сообщества в подготовке учителя математики: монография
/ И.В. Кузнецова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова.
– Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 201 с.
ISBN 978-5-261-00895-8
В монографии рассмотрена проблема формирования методической
компетентности будущего учителя математики на основе учебной деятельности
студентов в сетевом сообществе, раскрыты теоретико-методологические
основы формирования методической компетентности
будущего педагога при обучении основным алгебраическим структурам,
описана система ее формирования, основанная на использовании
сетевого сообщества.
Издание адресовано специалистам в области методики преподавания
математических дисциплин.
УДК 372.851
ББК 74.262.21
ISBN 978-5-261-00895-8
© Кузнецова И.В., 2014
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2014
2
Стр.2
Оглавление
Введение ....................................................................................................
Глава 1. Теоретические аспекты формирования методической
компетентности будущего учителя математики .............................
1.1. Компетентностный подход как основа подготовки педагога в
высшей школе ...............................................................................
1.2. Особенности формирования профессиональной компетентности
будущего учителя при изучении математических дисциплин
...........................................................................................
1.3. Методическая компетентность как составляющая профессиональной
компетентности учителя математики ........................
Глава 2. Формирование методической компетентности будущего
учителя математики при обучении основным алгебраическим
структурам .....................................................................................
2.1. Алгебраические структуры в содержании обучения математике
будущих педагогов ..............................................................
2.2. Подходы к обучению алгебраическим структурам в рамках
профессиональной подготовки учителя математики ..............
2.3. Роль обучения алгебраическим структурам в формировании
методической компетентности учителя математики ..............
Глава 3. Дидактическое значение сетевых сообществ для формирования
методической компетентности будущего учителя математики
.......................................................................................................
3.1. Характеристика средств информационно-коммуникационных
технологий, применяемых при обучении математике в
педагогическом вузе ....................................................................
3.2. Использование сервисов Интернета при подготовке учителя
математики ....................................................................................
3.3. Возможности использования сетевого сообщества для формирования
методической компетентности учителя математики
3
5
8
8
21
31
44
44
51
64
73
73
89
99
Стр.3
Глава 4. Система формирования методической компетентности
будущего учителя математики, основанная на использовании
сетевого сообщества .............................................................
4.1. Модель системы формирования методической компетентности
учителя математики ..............................................................
4.2. Цели и содержание обучения алгебраическим структурам,
направленные на формирование методической компетентности
..................................................................................................
4.3. Реализация учебных проектов по алгебраическим структурам
в сетевом сообществе ...........................................................
Заключение ..............................................................................................
Библиографический список .................................................................
110
110
118
135
150
152
4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация системы образования, и особенно педагогического
образования, является необходимым условием устойчивого и инновационного
развития любой страны. С учетом обновленных требований
к профессиональной подготовке современного учителя, готового
работать в соответствии с требованиями информационного общества,
а также технических, программных и дидактических возможностей
информационной образовательной среды, способного осуществлять
профессиональные действия и обучать школьников в соответствии с
социально-экономическим заказом общества и требованиями нового
федерального государственного образовательного стандарта общего
образования (ФГОС ОО), актуальной становится разработка новых
педагогических моделей формирования и развития компетенций
студентов. В системе высшего профессионального образования это в
первую очередь – соответствующая подготовка будущего учителя математики,
который в школе для обучающегося является не только источником
нового предметного знания, но и проводником современных
идей, методов, технологий, обеспечивающих формирование и развитие
у учеников компетентностей, ориентирующих их на более эффективные
способы деятельности при решении различного класса задач.
Актуальной и практически значимой становится профессиональная
подготовка будущего учителя математики со следующими ведущими
идеями: компетентностный подход, активная деятельностная позиция
студентов в процессе приобретения ими новых знаний и умений решать
профессиональные задачи; активное и многообразное взаимодействие
субъектов образовательного процесса; использование широкого
спектра информационно-коммуникационных технологий, с выделением
ведущей роли технологий сетевого общения.
Уровень сформированности методической компетентности будущего
учителя математики определяет уровень его профессионализма
и будущую успешность в профессии. Поэтому формирование методической
компетентности будущего учителя математики необходимо
осуществлять на протяжении всего периода обучения студента в педа5
Стр.5
гогическом вузе, а не только на старших курсах. Это возможно через
блок педагогических дисциплин и фундаментальных математических
дисциплин, среди которых особое место в силу его методологической
значимости занимает курс алгебры. Основной целью курса современной
алгебры является изучение алгебраических структур с точностью
до изоморфизма, которые занимают важное место в подготовке
учителя математики, поскольку в неявном виде входят в содержание
школьного курса математики. Согласно группе ученых, работавших
под псевдонимом Н. Бурбаки, «структуры являются орудиями математики»,
и только через них можно в определенной степени систематизировать
математику, дать общее представление о ней. Умение осмыслить
математику с точки зрения структур – это значит отвлечься от ее
конкретного содержания, воспользоваться методом и языком математики,
в этом и состоит значимость алгебраических структур для формирования
методической компетентности будущего педагога.
Результаты анализа исследований, посвященных вопросам предметной
подготовки будущего учителя математики, существующая
практика применения интернет-технологий в педагогическом вузе
показывают, что одним из перспективных направлений в процессе
формирования методической компетентности будущего учителя
математики при обучении алгебраическим структурам является
осуществление учебной деятельности на основе использования
сервисов Интернета, а именно сетевых сообществ, позволяющих
обеспечить качественно новый уровень взаимодействия субъектов
образовательного процесса (горизонтальный), реализовать новые
возможности добывания студентами знаний, обмена знаниями, в
том числе и за счет многообразных способов и методов доступа и
использованию самой разнообразной, актуальной и профессионально
значимой информации. Актуальность сказанного усиливается и
тем, что способность работать с самой разнообразной информацией
в глобальных компьютерных сетях является обязательным требованием
к результатам освоения основных образовательных программ
(ООП) бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»
и относится к одной из общекультурных компетенций
будущего педагога. Кроме того, стандарт ФГОС основного общего
образования устанавливает в качестве требований к результатам
освоения выпускником ООП основного общего образования умение
самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность,
организовывать сотрудничество с педагогами и сверстниками.
Данные требования к обучающимся обязывает учителя математики
быть готовым к формированию у учащихся школ универсальных
6
Стр.6
учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться
(то есть полноценно освоить все компоненты учебной деятельности),
способность к самосовершенствованию и саморазвитию.
Следовательно, осуществляя учебную образовательную деятельность
в сетевых образовательных сообществах, будущие учителя математики
приобретают и знания теории алгебраических структур, и
инновационный опыт методической деятельности в формировании у
обучающихся универсальных учебных действий.
Анализ профессиональной подготовки будущего учителя математики
в педагогическом вузе и, в частности, фундаментальной
подготовки позволяет говорить о существовании целого ряда объективных
противоречий:
– между требованием государства к модернизации высшего педагогического
образования – формированием методической компетентности
ее выпускников средствами всех образовательных дисциплин
и существующей системой их профессиональной подготовки;
– между наличием в современном математическом образовании
предпосылок, возможностей, факторов, под воздействием которых
формируется методическая компетентность будущего учителя математики,
и их недостаточной изученностью, в частности, существенной
роли теории алгебраических структур в формировании
методической компетентности студента-математика;
– между потребностью в учителях математики, умеющих осуществлять
обучение школьников в информационной образовательной
среде с использованием сервисов Интернета и отсутствием
целостной системы их внедрения и использования при обучении
будущего учителя математики алгебраическим структурам;
– между позитивными дидактическими потенциальными возможностями
сетевых образовательных сообществ в обучении алгебраическим
структурам и их неизученностью в формировании методической
компетентности будущего учителя математики.
Выделенные противоречия обосновывают актуальность данного
исследования, которое направлено на определение теоретических и
практических основ формирования методической компетентности
будущего учителя математики при обучении теории алгебраических
структур, основанной на учебной деятельности в сетевых сообществах.
Материалы
данного исследования могут быть использованы преподавателями
вузов, аспирантами и студентами, а также на курсах повышения
квалификации профессорско-преподавательского состава.
7
Стр.7