Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

История экономики: учеб.-метод. пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторШапаров Александр Евгеньевич
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц74
ID553940
АннотацияВ учебном пособии дан обзор развития экономических отношений от античности до наших дней, хронология важнейших событий, краткие характеристики заметных деятелей в экономической сфере, глоссарий основных экономических терминов, планы семинарских занятий.
Кому рекомендованоИздание адресовано студентам вузов, обучающимся по направлению «Экономика» и «Менеджмент»
ISBN978-5-261-00875-0
Шапаров, А.Е. История экономики: учеб.-метод. пособие / А.Е. Шапаров .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2013 .— 74 с. — ISBN 978-5-261-00875-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/553940 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ Учебно-методическое пособие Архангельск ИПЦ САФУ 2013 УДК 338(091) ББК 65.03(0) Ш23 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Составитель А.Е. <...> Шапаров Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент Л.В. Коновалова, кандидат экономических наук, доцент Т.Я. Шилова История экономики: учеб.-метод. пособие / сост. <...> ISBN 978-5-261-00875-0 В учебном пособии дан обзор развития экономических отношений от античности до наших дней, хронология важнейших событий, краткие характеристики заметных деятелей в экономической сфере, глоссарий основных экономических терминов, планы семинарских занятий. <...> Предмет истории экономики Предмет и задачи учебной дисциплины «История экономики». <...> История экономики – изучение явлений и процессов, связанных хозяйственной деятельностью общества. <...> Предметом истории экономики является эволюция хозяйственной деятельности народов от первобытной эпохи до современности. <...> Важно: экономическая история – это не то же самое, что история экономических учений, тем не менее она изучает историю экономического роста и развития; историю (макро-)экономической политики; историю экономических институтов и их влияние на экономику. <...> В 1880-е годы Арнольд Тойнби в Оксфорде прочитал курс экономической истории. <...> В Базельском университете такой же курс разработал Карл Бюхер (1847–1930); в России – Владимир Фавстович Левитский (1854–1914) в Ярославле и Максим Максимович Ковалевский (1851–1916), автор книги «Экономическая история Европы». <...> Известными экономистами-историками являются: англичанин Арнольд Тойнби (1852–1883), написавший «Промышленный переворот в Англии в XVIII в.» (не путать с его <...>
История_экономики_учеб.-метод._пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ Учебно-методическое пособие Архангельск ИПЦ САФУ 2013
Стр.1
УДК 338(091) ББК 65.03(0) Ш23 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Составитель А.Е. Шапаров Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент Л.В. Коновалова, кандидат экономических наук, доцент Т.Я. Шилова История экономики: учеб.-метод. пособие / сост. А.Е. Шапаров; Ш23 Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – 74 с. ISBN 978-5-261-00875-0 В учебном пособии дан обзор развития экономических отношений от античности до наших дней, хронология важнейших событий, краткие характеристики заметных деятелей в экономической сфере, глоссарий основных экономических терминов, планы семинарских занятий. Издание адресовано студентам вузов, обучающимся по направлению «Экономика» и «Менеджмент». УДК 338(091) ББК 65.03(0) ISBN 978-5-261-00875-0 © Шапаров А.Е., составление, 2013 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2013
Стр.2
Оглавление Предисловие ............................................................................................ § 1. Предмет истории экономики ....................................................... Семинар № 1. Эволюция первобытнообщинного и рабовладельческого хозяйства .................................................................... § 2. Экономическое развитие античных государств ...................... Семинар № 2. Экономическое развитие Древнего Китая и Древней Индии .......................................................................................... § 3. Экономика феодализма ................................................................. Семинар № 3. Стабильность и перемены на средневековом Западе ................................................................................................ § 4. Образование мирового рынка и системы международного разделения труда (XV–XVI вв.) ................................................... Семинар № 4. Возникновение капиталистической цивилизации § 5. Экономическая политика национальных государств в XVI–XVIII веках ............................................................................ Семинар № 5. Экономический национализм ................................ § 6. Индустриализация Европы (конец XVIII–XIX вв.)................ Семинар № 6. Особенности индустриализации Франции и Германии ................................................................................................. § 7. Превращение США в мировую державу ................................... Семинар № 7. Экономическое развитие США (XVII–XIX вв.) § 8. Экономическая история Японии ................................................ Семинар № 8. Модернизация Японии ........................................... § 9. Мировая экономика во второй половине XIX – начале XX века Семинар № 9. Финансовый капитал и формирование мирового хозяйства в конце ХIХ – начале ХХ века ...................................... 3 5 6 14 14 20 21 26 26 31 32 35 36 40 40 40 41 50 50 50
Стр.3
Рекомендуемая литература ................................................................. Темы и примерная структура контрольных работ для студентов заочной формы обучения .............................................................. Важнейшие события в экономической истории ............................. Важные имена в истории экономики ................................................ Глоссарий ................................................................................................ Тестовые задания ................................................................................... 51 52 59 62 66 71
Стр.4
Предисловие История экономики как самостоятельный предмет изучения возникла в Западной Европе во второй половине XIX века и наряду с такими смежны ми дисциплинами, как «Политическая экономия», «История экономических учений», «Социология», заняла важное место в планах подготовки экономи стов. Родоначальниками данной научной дисциплины были английские, а затем французские историки-экономисты. Историю экономики изучают во всех ведущих европейских странах и США. Она является неотъемлемой частью подготовки экономистов, юри стов, политологов. В России историю экономики начали изучать с послевоенного периода. В 1990-е годы она была включена в программу эко номических вузов, а также факультетов по подготовке специалистов эко номического профиля технических университетов. Изучение истории экономики способствует интеллектуальному развитию лич ности и выработке творческого мышления. Эта дисциплина призвана фор мировать принципы экономического мышления, позволяет видеть истоки современных социальных и экономических проблем, адек ватно оценивать текущую экономическую ситуацию и принимать реше ния, опираясь на накопленный в истории хозяйственный опыт. Особенно актуально знание истории экономики в связи со сменой сис темы хозяйствования в России. Проблемы модернизации экономики возника ли во всех странах неоднократно: в связи с переходом от аграрного обще ства к индустриальному, а затем постиндустриальному, от свободного рынка к регулируемому, от рыночной модели хозяйствования к плановой. Знание истории экономического развития позволяет из множества имеющихся вариантов перехода к рыночной экономике выбрать наиболее приемлемый для российских условий, оценить преимущества и недостатки различных рыночных инструментов и сократить неизбежные издержки. 5
Стр.5