Дополнительное образование и его место в системе непрерывного образования 1.1. <...> История внешкольного и дополнительного образования в России . <...> Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей 5.1. <...> Индивидуальная помощь и социально-педагогическая поддержка ребенка в системе дополнительного образования . <...> Методическая служба учреждений дополнительного образования детей 6.1. <...> Виды профессиональных объединений педагогов в учреждении дополнительного образования . <...> Педагогический мониторинг в учреждениях дополнительного образования как управленческая проблема . <...> Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности, обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах ребенка, семьи. <...> Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. <...> Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности1 А.В. Скачков понятие «дополнительное образование» раскрывает как специфическую органическую часть системы общего и . <...> Деятельность учреждений дополнительного образования детей, ставших преемником системы внешкольных учреждений, с одной стороны, сочетает в себе лучший исторический опыт и традиции внешкольного воспитания, а с другой стороны, является областью инновационной образовательной деятельности, способствующей раскрытию образовательных <...>
Педагогика_дополнительного_образования_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
М.А. Брутова
Педагогика дополнительного
образования
Учебное пособие
Архангельск
ИД САФУ
2014
1
Стр.1
УДК [37.018+374-053.2] (075.8)
ББК 74.047.8я73+74.200.587я73
Б893
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор С.А. Расчетина;
кандидат исторических наук, доцент О.А. Мурашева;
кандидат педагогических наук, доцент И.В. Филиппова
Брутова, М.А.
Б893 Педагогика дополнительного образования: учебное пособие /
М.А. Брутова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. –
Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 218 с.
ISBN 978-5-261-00877-4
В пособии раскрыты роль и специфика системы дополнительного
образования детей, особенности учреждений дополнительного образования,
рассмотрены содержание и организация учебно-воспитательного
процесса в данных образовательных учреждениях, уделено внимание
проблеме управления учреждением дополнительного образования.
Для студентов высших и средних учебных заведений, изучающих
дисциплину «Педагогика дополнительного образования».
УДК [37.018+374-053.2] (075.8)
ББК 74.047.8я73+74.200.587я73
ISBN 978-5-261-00877-4
© Брутова М.А., 2014
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2014
2
Стр.2
Оглавление
Предисловие .............................................................................................
Глава 1. Дополнительное образование и его место в системе непрерывного
образования
1.1. Роль дополнительного образования детей в развитии российского
общества ....................................................................................
1.2. История внешкольного и дополнительного образования в
России ...................................................................................................
Вопросы и задания для самостоятельной работы ..........................
Список рекомендуемой литературы .................................................
Глава 2. Учреждения дополнительного образования детей
2.1. Виды и типы учреждений дополнительного образования .....
2.2. Организационно-методическая структура учреждений дополнительного
образования. .............................................................
Вопросы и задания для самостоятельной работы ..........................
Список рекомендуемой литературы .................................................
Глава 3. Образовательный процесс в учреждениях дополнительного
образования
3.1. Особенности содержания и организации учебно-воспитательного
процесса в учреждениях дополнительного образования .......
3.2. Методы и средства организации педагогического процесса в
системе дополнительного образования ...........................................
3.3. Структурно-организационные формы реализации дополнительного
образования детей ..............................................................
3.4. Диагностика и контроль в системе дополнительного образования
.....................................................................................................
3.5. Педагогические технологии в системе дополнительного образования
детей ...................................................................................
Вопросы и задания для самостоятельной работы ..........................
Список рекомендуемой литературы .................................................
Глава 4. Программы в системе дополнительного образования
детей
4.1. Педагогические программы дополнительного образования
3
6
7
11
18
18
20
26
28
29
30
36
38
51
63
67
68
69
Стр.3
4.2. Образовательные, учебные и досуговые программы .............
4.3. Требования к оформлению и содержанию программ дополнительного
образования ....................................................................
Вопросы и задания для самостоятельной работы ..........................
Список рекомендуемой литературы .................................................
Глава 5. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного
образования детей
5.1. Овладение социальным опытом в учреждении дополнительного
образования ................................................................................
5.2. Индивидуальная помощь и социально-педагогическая поддержка
ребенка в системе дополнительного образования ............
Вопросы и задания для самостоятельной работы ..........................
Список рекомендуемой литературы .................................................
Глава 6. Методическая служба учреждений дополнительного образования
детей
6.1. Направления и содержание деятельности .................................
6.2. Формы организации методической службы .............................
6.3. Виды профессиональных объединений педагогов в учреждении
дополнительного образования ..................................................
Вопросы и задания для самостоятельной работы ..........................
Список рекомендуемой литературы .................................................
Глава 7. Дополнительное образование в общеобразовательных
учреждениях
7.1. Особенности организации системы дополнительного образования
в общеобразовательной школе ...............................................
7.2. Развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательной
школе .................................................................
Вопросы и задания для самостоятельной работы ..........................
Список рекомендуемой литературы .................................................
Глава 8. Деятельность детских и молодежных общественных организаций
8.1.
Детское движение, детское объединение и детская организация.........................................................................................................
8.2.
Периодизация детского движения в России .............................
8.3. Проблемы современного детского и молодежного движения
Вопросы и задания для самостоятельной работы ..........................
Список рекомендуемой литературы .................................................
Глава 9. Управление учреждением дополнительного образования
в России
9.1. Теоретические основы управления ...........................................
9.2. Особенности управления учреждениями дополнительного
образования детей ..............................................................................
4
73
79
86
86
87
91
97
97
99
104
107
110
110
111
115
117
118
119
122
127
130
130
132
141
Стр.4
Вопросы и задания для самостоятельной работы ..........................
Список рекомендуемой литературы .................................................
Глава 10. Нормативно-правовое обеспечение дополнительного
образования
10.1. Нормативно-правовая база организации дополнительного
образования детей ..............................................................................
10.2. Содержание прав детей на дополнительное образование.....
Вопросы и задания для самостоятельной работы ..........................
Список рекомендуемой литературы .................................................
Библиографический список .................................................................
Приложения
Приложение 1. Результативность деятельности учреждения дополнительного
образования детей ...................................................
Приложение 2. Педагогический мониторинг в учреждениях дополнительного
образования как управленческая проблема .........
Приложение 3. Изучение личности школьника как главного показателя
эффективности процесса воспитания ..............................
145
145
147
153
155
156
157
161
171
183
5
Стр.5
ПРеДИСлОВИе
Учебное пособие предназначено для студентов, желающих овладеть
основами профессиональной деятельности в области дополнительного
образования, педагогов дополнительного образования,
стремящихся повысить свою квалификацию и не получавших ранее
педагогическое образование, для всех заинтересованных в развитии
системы дополнительного образования.
Цель данного пособия – помочь читателю (обучающемуся) овладеть
основными компетенциями в профессиональной деятельности
в сфере дополнительного образования, осознать содержание и
особенности организации дополнительного образования детей.
В представленном издании каждая глава посвящена изучению
определенной проблемы или группы проблем в сфере дополнительного
образования: сущность системы дополнительного образования,
история ее становления; типология учреждений дополнительного
образования и их организационно-методическая структура;
проблема организации учебно-воспитательного процесса и
индивидуальной помощи в данных учреждениях; особенности и
структура методической службы данных учреждений; проблема
управления учреждением дополнительного образования детей и
другие.
Во время подготовки данного издания к печати Государственной
думой и Правительством Российской Федерации был принят
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 года;
однако, по-нашему мнению, потребуется некоторое время для проведения
всех изменений, предусмотренных данным Федеральным
законом. Согласно этому нами используется устоявшая терминология:
встречаются такие понятия, как «учреждения дополнительного
образования», «образовательные учреждения», «система дополнительного
образования детей» и другие.
6
Стр.6