Новые материалы Таганрогская трагедия не только вызвала в России династический и политический кризис, но породила в историческом сознании и историографии проблему смерти Александра I. <...> Необычные обстоятельства смерти российского императора почти в двух тысячах верст от столицы вызвали к жизни массу народных слухов, шедших как бы впереди погребальной процессии. <...> Главной особенностью, объединявшей их, была уверенность народа, что Александр I не умер в Таганроге, вместо него через всю Россию везут тело другого человека или куклу, а император невероятным образом скрылся за границей или на бескрайних просторах своей страны. <...> Постепенно слухи утихали, но во второй половине 1860-х гг. вспыхнули вновь и были связаны с личностью таинственного старца Федора Кузьмича, под именем которого якобы скрывался император Александр I1 . <...> Победоносцев, а могилу старца 7 июня 1892 г., во время своего путешествия по Сибири, посещал цесаревич Николай Александрович3 Эта легенда в историческом сознании вновь ожила в конце 1880-х — начале 1890-х, о чем свидетельствуют рапорты сибирских генерал-губернаторов, где слухи о тождестве Александра I и Федора Кузьмича были широко распространены2 . <...> : Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (далее — ОР РНБ). <...> Петербургский исторический журнал № 4 (2016) 256 Утомление жизнью или уход: Александр I. <...> В них реанимируется старая идея некоторых дореволюцион, что Александр I и старец — одно и то же лицо. <...> Считая, что это был добровольный уход императора из власти под видом «фиктивной» смерти в Таганроге, они представляют его таинственную жизнь в Сибири как «великий искупительный подвиг отречения» и «покаяния». <...> Их современные последователи, справедливо считая, что настало время поставить изучение данной проблемы «на серьезную источниковую основу»8 , тем не менее в качестве основных используют источники личного происхождения, причем главным образом относящиеся к Федору Кузьмичу. <...> Из истории <...>