Saint-Petersburg Historical Journal N 2 (2015) УДК 281.93 255.271 М. В. Шкаровский Русский Свято-Пантелеимоновский монастырь на Афоне в первые годы после окончания Первой мировой войны (1919–1924) В 2016 г. будет отмечаться Тысячелетие русского присутствия на Афоне. <...> Исследовать его позволяют лишь недавно систематизированные для научного изучения документы русского Свято-Пантелеимоновского монастыря (Руссика) — одной из 20 главных обителей Святой Горы. <...> После Октябрьской революции и Гражданской войны в России русское афонское монашество оказалось окончательно отрезано от родины. <...> Хотя некоторые сведения о происходивших в России трагических событиях доходили до Афона, монахи русских обителей, порицая большевизм и устроенные антицерковные гонения, первоначально воздерживались от прямых политических выступлений. <...> В ответ на призыв пребывавшего тогда в Константинополе архиепископа Кишиневского и Хотинского Анастасия (Грибановского) «подать свой голос в защиту угнетенного большевизмом народа» настоятели СвятоПантелеимоновского монастыря, Свято-Андреевского и Свято-Ильинского скитов 9 августа 1919 г. ответили: «Едва ли в данном случае найдемся в состоянии произнести влиятельное слово к вразумлению наших соотечественников»1 . <...> Петербургский исторический журнал № 2 (2015) 152 Русский Свято-Пантелеимоновский монастырь на Афоне. <...> Однако в 1920 г. многие русские святогорцы заняли ярко выраженную антибольшевистскую позицию, выпустив несколько обращений к людям в России («Без Бога нельзя жить человеку», «Христианство — есть единственная божественная истинная вера» и др.), а также «Святогорский народный листок». <...> Застрелен был насельник Ильинского подворья в Таганроге иеромонах Николай 13 сентября 1921 г. во время конфискации церковного имущества. <...> В страшном Соловецком лагере умер в июне 1930 г. насельник Руссика монах Александр (Носков). <...> Старца келлии Живоносного источника иеромонаха Евгения при его попытке бежать на Афон через Румынию <...>