Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки  / №4 2015

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ МОЛОДЕЖИ (90,00 руб.)

0   0
Первый авторШиняева
АвторыТчапе А.К.
Страниц12
ID552444
АннотацияАктуальность и цели. Актуальность темы заключается в необходимости рассмотрения социологических особенностей профессиональной идентичности молодых людей в условиях нестабильного рынка труда и появления новых профессий, выявления и реализации их субъективного Я в контексте становления личности. Цель статьи – рассмотреть методологические подходы к исследованию профессиональной идентичности, разработать структурную модель профессиональной идентификации молодежи Материалы и методы. Исследование основывалось на анализе концепций профессиональной идентичности зарубежных и российских социологов; выявлении подходов к исследованию идентификации молодых людей со своей профессией; анализе результатов опроса студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. Использовались методы историко-социологического дискурса, теоретической итерпретации и операционализации основных понятий, первичного анализа результатов социологического исследования. Результаты. Среди значимых референтных групп профессиональные общности в сознании студентов не занимают ведущее место. Принцип «отраженной идентичности» применительно к профессиональному становлению студентов вузов не работает. Они не получают независимую оценку результатов освоения профессии. Профессиональное образование в представлениях студентов вузов выступает не терминальной, а инструментальной ценностью. Особенно это характерно для студентов из других стран. Выводы. Методологическую основу исследования профессиональной идентичности молодежи составляют идеи Р. Мертона о поиске ценностей в референтных группах; концепция «отраженной идентичности» Дж. Мида и Ч. Кули. Институциональный и коммуникативный подходы позволяют осуществить анализ идентификации на уровне больших общностей, а также определить механизм самоидентификации в малых группах через достижение солидарности с ценностями и нормами поведения.
УДК316
Шиняева, О.В. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ МОЛОДЕЖИ / О.В. Шиняева, А.К. Тчапе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки .— 2015 .— №4 .— С. 134-145 .— URL: https://rucont.ru/efd/552444 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Поволжский регион УДК 316 О. В. Шиняева, А. К. Тчапе ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ МОЛОДЕЖИ Аннотация. <...> Актуальность темы заключается в необходимости рассмотрения социологических особенностей профессиональной идентичности молодых людей в условиях нестабильного рынка труда и появления новых профессий, выявления и реализации их субъективного Я в контексте становления личности. <...> Цель статьи – рассмотреть методологические подходы к исследованию профессиональной идентичности, разработать структурную модель профессиональной идентификации молодежи. <...> Исследование основывалось на анализе концепций профессиональной идентичности зарубежных и российских социологов; выявлении подходов к исследованию идентификации молодых людей со своей профессией; анализе результатов опроса студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. <...> Использовались методы историко-социологического дискурса, теоретической итерпретации и операционализации основных понятий, первичного анализа результатов социологического исследования. <...> Среди значимых референтных групп профессиональные общности в сознании студентов не занимают ведущее место. <...> Принцип «отраженной идентичности» применительно к профессиональному становлению студентов вузов не работает. <...> Они не получают независимую оценку результатов освоения профессии. <...> Методологическую основу исследования профессиональной идентичности молодежи составляют идеи Р. <...> Мертона о поиске ценностей в референтных группах; концепция «отраженной идентичности» Дж. <...> Институциональный и коммуникативный подходы позволяют осуществить анализ идентификации на уровне больших общностей, а также определить механизм самоидентификации в малых группах через достижение солидарности с ценностями и нормами поведения. <...> Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональная идентификация молодежи, освоение профессии <...>